Лично у меня пара лев и единорог вызывает устойчивые ассоциации с Льюисом Кэрроллом и его стихом из “Алисы” “Вел за корону смертный бой со львом единорог”, и примечание к нему: “лев и единорог символизируют соперничество Англии и Шотландии, т.к. лев - символ Англии, а единорог - Шотландии”. В общем, русскими народными животными эти двое никак не выглядят. Лев еще куда ни шло - это древний символ, а вот в паре с единорогом - неее...
Поэтому я недавно испытала настоящий культурный шок, когда на деревенской прялке наряду с традиционными изображениями добрых молодцов и красных девиц вдруг увидела натуральный британский герб!
Причем, как оказалось, для прялок это довольно распространенный сюжет. Но как же он попал в русскую деревню?? Разумеется, чтобы увидеть льва и единорога москвичам совсем не обязательно изучать старинные прялки или историю Великобритании: эти животные украшают фасад очень нарядного здания Историко-архивного института, что на Никольской - самой популярной туристической улицы последнего времени. И тут меня ничего не удивляет и не шокирует: дом был построено в конце 19 века в причудливом готическом стиле, и эти геральдические фигуры вполне в него вписываются. Но вряд ли мастера-прялочники массово вдохновлялись зданием московской синодальной типографии.
Ну, во льве нет ничего странного. Лев, как геральдическое, символическое и просто животное известен на Руси испокон веков. Лев на гербе города Владимир, изображение львов можно найти на белокаменной резьбе домонгольских соборов, на иконах, на наличниках, вообще везде, где это уместно.
(это мой любимый лев)
Конечно, в России львы не водятся, но их описания можно найти и в Библии, и в других книгах, львов встречали во время своих странствий паломники, купцы, воины, словом львов знали все. А вот единорог... Это же фантастическое животное. И хотя специалисты по геральдике и символизму указывают в своих работах, что единорог упоминается в Священном Писании и других религиозных книгах, но мне почему-то кажется, что русский народный единорог скорее напоминал бы носорога. Тем более, что согласно “Голубиной книги” единорог жил под землей. А в своем классическом виде куртуазной белой лошадки единорог кажется мне существом очень литературным и очень европейским. И для этого есть основания. Потому что изображения единорога на Руси начинают появляться где-то с 15 века. В частности, единорог есть на монете Ивана III. А с чего бы вдруг он там возник? Уж не Софья ли Палеолог привезла с собой изображение экзотического животного? Она ведь только номинально была византийской принцессой, а по факту приехала из Рима, где жила большую часть своей дозамужней жизни под крылом папы Сикста IV. Того самого, который построил Сикстинскую капеллу. А в это время в Западной Европе просто расцвет единорогов. Припомните знаменитый протрет Джулии Фарнезе с единорогом работы Рафаэля. Правда, Софья Палеолог с Рафаэлем знакома не была: он появился после ее отъезда в Москву, но у нее и без него было достаточно возможностей видеть изображение коня с рогом во лбу, например на гобеленах. Сцены охоты на единорога или различные аллегории с его участием были очень популярны. Есть такая знаменитая серия гобеленов 15 века “Дама с единорогом”, которая хранится в Париже, так там не только дама, а как раз дама между львом и единорогом! И без какой либо привязки к Англии и Шотландии. Кто знает, может такой гобелен был у нее в сундуке с приданым. И очень приглянулся Ивану III своим внешним видом и символическим наполнением.
Но больше всего лев и единорог понравились Ивану Грозному. Уверена, что если когда-нибудь найдут его “либерию”, и она будет в достаточно хорошем состоянии 😊, то среди книг обязательно обнаружится та, в которой будут красивые изображения льва и единорога. Потому что Иван Васильевич не случайно выбрал их в качестве эмблемы Московского печатного двора. Так что барельеф на куда как более позднем здании на Никольской вовсе не декоративный элемент, а знак преемственности от печатного двора Ивана Грозного к Синодальной типографии, которая располагается на том же месте. А еще лев с единорогом были вырезаны на спинке трона Ивана IV, а чуть позже они, как геральдические животные начинают появляться на гербах некоторых русских дворянских родов, тех, которые как раз поднялись в 16 - начале 17 века.
Позже, при Романовых интерес к этим символам начал угасать, но процесс был уже запущен. Лев и единорог ушли в народ, и с царского трона благополучно перекочевали на прялки.
А вообще интерес к теме львов и единорогов у меня возник после знакомства с этим артефактом:
Мимо даты 1812 я пройти не могла. И сразу подумала, а вдруг он как-то связан с Отечественной войной, а вдруг этот гребень принадлежал кому-нибудь... Ну кому-нибудь. А лев и единорог - это аллегории России и Франции. Но в описании предмета было написано, что на оборотной стороне вырезаны три обнаженных человеческих фигуры, собака и коза... Нет, трое голых с козой и собакой, это о чем-то другом...