Социально-политический анализ песни «Помню я еще молодушкой была»

Jan 23, 2020 17:08

(из старенького. нашлось вдруг)

Все знают старинную русскую народную песню «Помню я еще молодушкой была». Но несмотря на бесхитростный сюжет и абстрактность героев, для пытливого исследователя она может предоставить большое количество исторической информации.

Итак, сразу же во второй строчке песни говорится «Наша армия в поход куда-то шла». Армия, понятное дело, шла на войну. Местоимение «куда-то» означает не только то, что героиня песни мало знала о современной ей политической ситуации, но и то, что в это время наша армия постоянно находилась в движении, так что походы ее были естественным явлением, и их направление и смысл у населения уже не вызывали острого интереса: - Куда вы идете, ребята? - На войну. И так каждый раз. Таким образом, становится понятно, что из всего периода российской истории надо выбирать тот, когда Россия находилась в состоянии продолжительной, ставшей уже привычной войны. Таковыми были бесконечные русско-турецкие войны конца 18-го - начала 19 века, также можно предположить, что речь идет о наполеоновских войнах 1804-1814 гг. или, в конце концов, о покорении Кавказа. Дальнейшее развитие сюжета конкретизирует период действия песни: «А потом уж как я вдовушкой была, Пятерых я дочек замуж отдала». Итак, сколько должно было пройти времени, чтобы героиня успела родить, вырастить и даже выдать замуж пятерых дочерей? Если без экстремальных вариантов, типа дочки начали выходить замуж в пятнадцать лет, то на этот процесс нужно минимум 25 лет. Тем более, что в перерывах между дочками она могла рожать и сыновей. Итак между началом и концом песни прошло 25-30 лет. Какие войны вписываются в этот период? Это могли быть русско-турецкая война 1787-1791 гг. и Заграничные походы 1814 г. (27 лет), или русско-австро-французская война 1804-1805 гг. и русско-турецкая война 1828-1829 гг. (25 лет), или же Отечественная война 1812 г и покорение Кавказа 1817-1864 (тут можно выдать замуж и внучек). Дальнейший анализ позволит сделать более точные выводы.


А пока попытаемся конкретизировать место действия. Итак, армия шла в поход. И это была именно регулярная армия, а не набранные рекруты. Армии в рассматриваемый период дислоцировались неподалеку от внешних границ Российской Империи, что логично. Значит, героиня проживала где-то в этих краях, а не в Поволжье, Урале или Сибири. Песня именно русская народная, значит, это не Украина, т.е. Малороссийские области. Предполагаемый театр военных действий - Юго-Запад или Запад, и армия проходила по данной местности и туда, и обратно. Т.е. это скорее всего Орловская, Курская или Воронежская губернии. Лично мне нравится Воронежская: там всегда дислоцировалось много военных частей. Хотя, может и Орловская.

Итак, девушка жила в Воронежской губернии. Но в городе или в деревне? Теоретически, могло быть и так и так. Но, вглядимся повнимательнее в текст песни: «Вечерело… а по улице все конница идет». Т.е. , если к вечеру армия продолжала свой путь, значит в данном населенном пункте они останавливаться на ночевку не собирались. Торопились. А где проще разместить на промежуточный ночлег армию? Или в большом городе, где есть свободные казармы или в сельской местности лагерем. Раз они здесь не остановились, значит ни казарм, ни пространства для лагеря там не было. Опять же через 25 лет герой приехал на постой в то же место и в ее же дом («к нам приехал на квартиру»), но уже в чине генерала. Вряд ли генерал стал бы квартироваться в деревенском доме. Так что девушка проживала в небольшом провинциальном городе.

Теперь рассмотрим, что это была за девушка. Из текста песни ясно, что она была молодой и красивой. Но не это главное. Героиня проживала в доме с воротами. Но в городе. Т.е. это был дом усадебного типа. Или по крайней мере с палисадником. Достойный проживания генерала. Т.е. это был дом состоятельного человека. Героиня стояла на улице и глазела на армию. Конечно, смотреть на идущих мимо военных было главным развлечением женского пола в провинции. Но для девушки благородного сословия вот так вот выбежать на улицу и разглядывать мужчин в форме было неприличным. Дворянские барышни, да и купеческие занимались этим из окон домов под присмотром мамаш. Стало быть, девушка была неблагородного происхождения. Об этом же говорит и ее обращение к проезжему офицеру «барин». Не общее «господин», и не армейское с упоминанием чина, а как к помещику. Для нее все дворяне - баре. Это единственно знакомый ей тип дворян. Значит она крепостная, проживающая в городском помещичьем доме, и ясно дело, находящаяся там в услужении. Т.е. она из дворни. Дворовая девушка. Соответственно этому ведет себя и герой: заметив красивую девушку, он под предлогом попить воды крепко пожал ей руку и сразу полез целоваться! Причем, да еще так, что бедная девушка всю ночь смотрела сны с его участием.

Кстати, из того, что она продолжает называть его барином даже спустя 25 лет, явствует, что отмены крепостного права еще не было, т.е. до 1861 года. Мораль: Кавказские войны отпадают. А достаточная архаичность речевых оборотов позволяет отнести происходящее в начало 19 века. Таким образом получается, что в песне описывается эпизод из российской жизни рубежа 18 и 19 веков: молодой барин-офицер со своей кавалерийской частью следовал через Воронежскую губернию в юго-западном направлении на войну с Османской империей. По дороге он мимоходом производит впечатление на дворовую девушку местного помещика. Целует ее и едет дальше, чтобы в составе войск Суворова участвовать в осаде Очакова или в сражении при Рымнике. Проходит 25 лет, и вот он приезжает в тот же город, вместе со своей частью, передислоцированной из Франции после заграничных походов русской армии в 1814 году. За это время героиня успевает выйти замуж, родить как минимум пятерых дочерей, овдоветь, и даже пять раз отгулять на свадьбах дочек. Герой же дослужился до генерала, отпустил усы, поседел и получил тяжелое ранение. Песня просто и честно доносит до нас типичные биографии типичных представителей своего сословия того времени. Герои встречаются вновь, но их дальнейшая судьба остается за сюжетом этой песни, предоставляя исследователю фольклора возможность проследить ее по другим произведениям народного творчества. Тем более, что генерал сохранил молодой блеск глаз и удаль, а в сорок пять баба ягодка опять.



измышления, улыбка, фигня всякая, песни и пляски

Previous post Next post
Up