Весь в белом, но не д’Артаньян

Jan 12, 2020 18:05

Это я, собственно, про князя Андрея Болконского. 😊 Хотя Толстой нигде толком и не указал, а где именно служил Болконский, но иллюстраторы и режиссеры обычно изображают его в кавалергардском мундире. В принципе, намеки на это можно найти в романе, и самый толстый (😊) в описании знаменитой сцены бала: “Князь Андрей был в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках...”

Так что и Вячеслав Тихонов



И Мел Ферер



Вальсировали с Наташей Ростовой в чем-то таком белом с красной опушкой.


А если учесть, что реальный мундир (согласно музею Военной формы одежды) выглядел вот так:



то в общем и целом, оба они были одеты историчненько так, особенно издалека, если не приглядываться.

Но вот в последней экранизации... Оооо....



Какая вышивка! Боже мой, какая вышивка! Да, если тебя на вальс приглашает колет с такой вышивкой, то уже все равно, кто в него упакован! 😊

Думаю, что у английских кинематографистов были, конечно, исторические консультанты, но они явно наплевали на их доводы: настоящая форма с точки зрения картинки выглядела слишком бедной, особенно для князя, особенно на балу. Воевал он у них в другом.

И тем не менее, оказалось, не так уж они и не правы. В том же музее Военной формы одежды представлен вот этот экспонат:



Цитирую “Кафтан, жилет, портупея поясная пасовая повседневная от мундира офицера кавалергадии”, 1780-1790 гг. То есть поздняя Екатерина II. Вышивка тоже на заглядение. Если учесть, что шефами Кавалергадского полка последовательно были Орлов, Потемкин и Зубов, а корнетами Мамонов и Ланской, то ничего удивительного, что повседневный мундир выглядел настолько роскошно. Логика то же, что и у киношников: на красивого мужчину в красивой форме и посмотреть приятно.

Но меня все-таки смущает этот зеленый цвет. Насколько я знаю, а я разбираюсь в этом весьма слабо, кавалергардская форма до Павла I была выдержена в сине-красных цветах. Вот, например, мундирное платье Екатерины II из того же музея.



Но уж тут я ничего утверждать не берусь, может был какой-то период, когда один из вариантов формы кавалергардов был зеленого цвета.

Кстати, в 1810-м году по всяким торжественным случаям кавалергардам полагалось одевать вицмундир красного цвета. Так что по-хорошему князь Андрей должен был быть на балу в красном!

Ну вот, а теперь еще раз Джеймс Нортон в белом мундире, и я пошла.



кавалергарды, кино, исторический костюм, Война и мир

Previous post Next post
Up