Довмонтовым городом называется та часть Псковского кремля, которая была огорожена крепостной стеной в период правления в городе знаменитого князя Довмонта, т.е. в 1266-1299 гг. Тогда Псков начал быстро расти, и старой крепости было уже недостаточно для его защиты, вот и пристроили к первому Крому еще крепостные стены вдоль рек Великой и Псковы, образовав второе кольцо обороны города. По ходу истории к XIX эта территория постепенно превратилась в рыночную площадь. А когда после Великой Отечественной войны псковские памятники архитектуры начали реставрировать и восстанавливать, то раскопки в этом месте неожиданно открыли миру фундаменты каменных построек XIII века. Поэтому Довмонтов город называют Псковскими Помпеями.
Большинство фундаментов - это остатки церквей. Как объясняют, эти небольшие храмы ставили разные ремесленные и купеческие гильдии, для которых было делом престижа иметь свою церковь в кремле, а также каждый конец города тоже старался построить здесь церковь из тех же, собственно, соображений.
Так вот. Я в Пскове уже один раз была (не буду говорить, как давно - столько не живут), так и тогда и сейчас меня поразили размеры этих храмов - они оочень маленькие! Я специально пошла и измерила один из фундаментов (там можно ходить): получилось по внутреннему периметру где-то 12 моих шагов на примерно такое же расстояние (12 шагов и попугайное крылышко). Так как я ростом не удалась, то 12 шагов - это приблизительно 10 метров (берем по-максимуму).
Что такое 10 на 10 метров - дачный домик! А внутри еще элементы интерьера: во-первых, алтарная преграда, сразу уменьшающая объем помещения, во-вторых, перед алтарем располагается аналой, на котором священник Евангелие читает - для этого тоже место надо, а в-третьих свод поддерживают четыре колонны: храм, как положено, трехнефный; колонны довольно толстые, что тоже крадет пространство. Вопрос: сколько человек помещается в таком храме? Трое? Ладно пятеро. Можно, конечно, и больше упихнуть, но это уже будут селедки в бочке. А ведь есть еще разные требы: крещение там, венчание, отпевание. Ну гроб с покойником, извините, в этой церкви поместится, а вот толпа безутешных родственников уже нет.
Так зачем строить каменный (!) храм для пятерых человек??? Ведь церковь - это все же общественное здание, да и недешевое к тому же. Неужели проблемы почета и уважения так остро стояли в средневековом Пскове, что строились такие странные (с моей точки зрения странные) церкви?
И тут самое время подумать, а кто такой этот самый князь Довмонт, во времена которого это все строилось. А Довмонт был весьма необычной личностью. Начнем с того, что изначально он был литовским князем. Но вот в 1263 году он принимает участие в заговоре и убийстве Великого князя Литовского (иначе короля ВКЛ) с трудно произносимым именем Миндовг и его семьи. Утверждалось, что Миндовг отобрал у Довмонта жену, а тот такого оскорбления не стерпел. Но сдается мне, что все эти «шерше ля фамы» были придуманы позже, когда Довмонта канонизировали, чтобы как-то оправдать его участие в убийстве. Я так думаю, потому что вместе с ним в заговоре участвовали еще два племянника Миндовга, которые претендовали на власть, так что история больше похожа на политическое убийство, чем на личную месть. Хотя, кто знает…
Как бы то ни было, после этих событий Довмонт бежит из Литвы в Псков. Причем не один, а вместе со своей дружиной, числом по разным сведениям от 100 до 300 человек - весьма внушительное войско. В Пскове Довмонт принимает крещение по православному обряду - его христианское имя Тимофей. А спустя три года на вече псковичи выбирают его князем. К сожалению, нигде не написано, что же такое сделал Довмонт, чтобы заслужить столь высокое доверие. Впрочем, он был ничем не хуже любого другого претендента, а триста человек дружины - это внушительный аргумент за. И занимал он эту должность (а в Пскове и Новгороде князь - это должность) с небольшим перерывом целых тридцать три года! Это рекорд, больше не княжил никто за всю историю Псковской республики. И можно с уверенностью сказать, что Довмонт - самый популярный и самый любимый князь псковичей. И вот в житие святого князя Довмонта-Тимофея (а его еще и канонизировали потом) написано примерно следующее: каждый раз, когда князь одерживал победу на поле боя, он ставил церковь в честь того святого, на день которого приходилась битва.
А военных побед князь Довмонт одержал достаточно. Сразу по вступлению в должность он организует дерзкий рейд на Полоцк: в отсутствие полоцкого князя захватывает город, забирает семью князя, отсылает обоз под большой охраной в Псков, а сам дожидается прихода полоцкого князя с войском и при соотношении сил 90 к 700 человек разбивает его! Это кажется невероятным, но вроде как факт: Довмонт вынудил противника пересекать реку, в то время как его люди обстреливали их из луков и не давали выбраться на берег. После такого авторитет Довмонта в глазах псковичей взлетел до небес. Надо сказать, что эта операция была для Довмонта чисто семейным делом: та самая полоцкая княгиня, которую он вывез в Псков, была его родной теткой. Скорее всего у тети не заладилась жизнь с мужем, и любящий племенник таким радикальным способом решил ее проблему. Заодно и престиж поднял как свой личный, так и Пскова.
В следующем году псковская дружина с Довмонтом во главе вместе с соседями-новгородцами участвует в походе на Литву. А в 1268 году он участвовал в Раковорской битве, где русские князья встретились с войсками ливонского и тевтонского орденов. Наши не без труда, но победили, а Довмонт потом еще прошелся по тылам аж до Балтийского моря.
В 1269 году немцы в жажде реванша осадили Псков, но князь Довмонт город удержал. (видимо тогда ему пришла в голову мысль об расширении укреплений кремля)
Но в 1272 году ливонцы опять вернулись с намерением взять город. И тут Довмонт их вообще разбил, при этом был даже ранен сам магистр.
А последняя битва уже немолодого князя была в 1299 году. Неугомонный ливонский орден опять осадил Псков, и опять, как двадцать пять лет назад, князь возглавил атаку своих войск из ворот города на противника. Враг был отброшен, но оказалось, что рыцари принесли с собой еще и какую-то заразу вроде чумы, и в городе началась эпидемия. Довмонт тоже заболел и спустя два месяца умер.
В общем, оглядывая славный боевой путь Довмонта - князя Псковского, видно, что ему было, что отмечать. Вот он и ставил храмы после каждой победы. Он, а не купеческие или ремесленные гильдии и городские концы. Поэтому они такие маленькие - это памятники! У них другая функция - напоминать о княжеских победах, ну и святого благодарить - это дело святое. Жаль, что они не сохранились, там ведь наверняка среди росписей было и изображение князя, прижизненное.
Вот так я для себя разрешила эту непонятку с Довмонтовым городом.