В ограблении поезда главное - поезд!

May 09, 2018 00:59

Периодически, в основном на канале «Культура», показывают английский фильм «Большое ограбление поезда» 1978 года. Так какой там поезд! Нет, англичане безусловно молодцы, по части железнодорожной истории. Смотреть их исторические фильмы, а особенно антуражные BBC-шные сериалы вроде Пуаро, мисс Марпл или отца Брауна - это сплошное удовольствие: железнодорожные станции, вагоны, а паровозы, паровозы-то! И ведь все соответствует эпохе: если 30-е годы, то паровоз из 30-х, если 50-е - то из 50-х. Даже завидно. А у нас в кино один Ов-324 за все локомотивы XIX-начала XX века отвечает, все Анны Каренины под один и тот же паровоз бросались, увы…

И вот «Большое ограбление». Конечно, кроме поезда там есть на что посмотреть: один Шон Коннери в образе неотразимого джентельмена-авантюриста чего стоит.



Но поезд все-таки тут главный герой - грабят-то именно поезд.


По сюжету обаятельный мошенник со своими сообщниками решил похитить слитки с золотом, которые отправляют из Англии в Крым на войну, т.е. понятно, что действие происходит в 1855 году. И вот состав отошел от перрона лондонского вокзала. Впереди, понятно дело, паровоз



Паровоз выглядит аутентичным. Обратите внимание, что у него нет будки машиниста.



И ведь так оно и было в середине XIX века! У первых паровозов машинист с кочегаром располагались на открытой площадке, напевая «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной». Полузакрытая будка и контрбудка - аналогичная крытая площадка на тендере - стали появляться позднее, где-то к 1860-м годам. Причем, что неудивительно, что первыми будки на локомотивах начали устраивать в России и в Америке: большие расстояния, сложный климат, зимой на открытой площадке в метель и в мороз не очень-то поездишь. Интересно, что даже понимая это, железнодорожное начальство в начале будки не приветствовало: обзор в закрытой кабине гораздо хуже, чем без оной. Но машинисты ради обзора замерзать не собирались, и несмотря на запреты, сами кустарным способом устраивали укрытие. В конце концов разум победил, и будка машиниста стала неотъемлемой частью паровоза.

Кстати, заметили, что в оригинале фильм называется «Первое великое ограбление поезда»? Дело в том, что Великим ограблением поезда в Великобритании называется преступление 1963 года, когда налетчики сперли кучу денег, и их так и не нашли. Про это тоже кино есть. А эта история, тоже основанная на реальных событиях, стало быть Первое Великое ограбление. Но наши прокатчики всем этим английским историческим криминалом заморачиваться не стали и назвали просто «Большое ограбление».

Дальше в составе идут вагоны I класса.



Насколько аутентичны вагоны судить не берусь, с вагонами все сложнее. Но обращает на себя внимание, что и расскраска, и формат купе имитируют кареты. Это тоже исторически сложившаяся ситуация, поскольку самые первые пассажирские вагоны представляли собой кареты, поставленные на вагонную тележку. Впоследствии появилась привычная для нас форма вагона, но каждое купе по прежнему представляло собой как бы отдельную карету с отдельным входом, не связанные друг с другом сквозным проходом.




В России такие вагоны довольно быстро вышли из употребления, сменившись более привычным нам видом, а вот в Англии они задержались надолго, чуть ли не до начала XX века. С одной стороны такое купе просторнее стандартного, но надо заметить, что это в фильме герои ездят в купе в одиночку или только вдвоем, а в реальности оно было рассчитано на шесть человек, а если учесть, что европейская колея уже российской, но не так уж там было просторно. И опять же, захочет в пути джентельмен или леди чаю или грелку, чтобы согреться, так проводник сможет их обслужить только не станции: другой возможности попасть в вагон I класса не было.

Возвращаясь к историчности данных вагонов. Вообще, вагоны середины XIX века были рассчитаны на три купе, а тут - четыре. Однако, вагоны все равно не очень длинные и двухосные, значит, достаточно старые: ну, не 1855 год, но конец XIX-начало XX - может быть. В общем, респект и уважуха.

Затем в составе вагоны II класса.




Ну, тут понятно: обычный общий вагон с лавками, вроде наших пригородных электричек.
Дальше в составе идут вот такие вагоны.




Честно скажу, что это за вагоны, не знаю. Может III класс, может вагоны для перевозки скота: окошки наводят на мысль, что там все-таки ездили живые существа, а не вещи или почта.

И вот наконец, багажный вагон.




О, да его уже кто-то грабит!

В общем, весь состав выглядел вот так:




Два вагона первого класса, три - второго, два - непонятного, и один багажный. Всего восемь вагонов. Но по воспоминаниям съемочной группы предоставленный им паровоз этот состав тащил с большим трудом. О чем это говорит? Может старый паровоз был не в порядке, а может, все-таки, вагоны были не «родные», и в реальности паровоз середины XIX века водил состав поменьше и полегче.

Киношники выкрутились просто: добавили в состав дизельный локомотив, замаскировав его под один из вагонов (это можно увидеть, если знать и приглядываться). Правда из-за этого Шону Коннери, когда он шел по крышам к багажному вагону, пришлось ой-как несладко, потому что поезд развивал скорость 55 миль в час, а должен был всего 35 миль. Ага, попробуйте попрыгать с крыши на крышу на скорости по 90 км/ч! Но в принципе, тогдашние поезда 60 км/ч давали спокойно. Так что и настоящим грабителям тоже не позавидуешь.

В общем, это «Большое ограбление» можно смотреть как прекрасную железнодорожную историю со всякими милыми тонкостями вроде ремня для закрывания окна или вот просто изюминка первоклассного быта:




Специальные резинки для крепления цилиндра!

Вот я только не поняла: если золото везли в Крым для военных нужд, то почему его везли в слитках??? С кем англичане собирались расплачиваться золотыми слитками??? С французами? С турками? С поставщиками оружия? Но не с войсками же… С солдатами слитком не расплатишься. Или у них там был филиал казначейства, и из слитков потом чеканили монету уже на месте?

Одно ясно: на легендарном «Черном принце» золота было меньше, чем должно быть - часть сперли Шон Коннери и Дональд Сазерленд. (все украдено до нас…)

1854-1855, кино, паровозы

Previous post Next post
Up