Попался мне тут на глаза поднос 1830-1850-х годов работы мастеров Нижнего Тагила под названием «Встреча с Наполеоном»: коленопреклоненная дама у ног Бонапарта.
И кто эти люди?
Столь аффектированная поза сразу вызвала в памяти:
"1 января 1807 года император, возвращаясь из Пултуска в Варшаву, останавливается на миг, чтобы сменить коней у ворот города Броне. Народ ожидает там освободителя Польши. Восторженная, кричащая толпа, заметив императорскую карету, бросается к ней. Карета останавливается. Генерал Дюрок вылезает и прокладывает себе дорогу к почтовой конторе. Входя туда, он слышит отчаянные крики, видит простертые в мольбе руки, женский голос обращается к нему по-французски: "О, сударь, вызволите нас отсюда и сделайте так, чтобы я могла увидеть его хоть бы минуту!" Дюрок останавливается: это две светские дамы, затерявшиеся в толпе крестьян и ремесленников. Одна из них, именно та, что обратилась к нему, кажется ребенком: блондинка с большими глазами, мягкими и наивными, полными благоговения. Ее нежная кожа, по розовому оттенку напоминающая чайную розу, алеет от смущения. Невысокого роста, но чудесно сложенная, гибкая и округлая, она само обаяние. Одета очень просто. На голове ажурная шляпа с черной вуалью. Дюрок уловил все с одного взгляда; он высвобождает обеих женщин и, предложив руку блондинке, подводит ее к дверце кареты. "Ваше величество, - говорит он Наполеону, - взгляните на ту, которая ради вас подвергала себя опасности быть раздавленной в толпе". Наполеон снимает шляпу и, наклонившись к даме, заговаривает с нею, но она, потеряв голову от обуревающих ее чувств, восторженно восклицает, не дав ему докончить. "Приветствую вас, тысячекратно благословенный, на нашей земле, восклицает она. - Что бы мы ни сделали, ничто не может должным образом выразить наших чувств, которые мы питаем к вашей особе, и нашей радости, которую мы испытываем, видя, как вы вступаете в пределы нашей родины, которая ждет вас, дабы восстать из праха!" В то время как она задыхающимся голосом произносит эти слова, Наполеон внимательно вглядывается в нее. Он берет находившийся в карете букет цветов и подает ей. "Сохраните его, мадам, как свидетельство моих добрых намерений. Надеюсь, что мы увидимся скоро в Варшаве, где я хотел бы услышать признательность из ваших уст". Дюрок возвращается на свое место рядом с императором; карета быстро удаляется, какое-то время еще видна помахивающая императорская треуголка". (М.Брандыс, Мария Валевская)
Это первая встреча Марии Валевской и Наполеона. Скажете, мизансцена не соответствует? Нет кареты, толпы народа? Какие мелочи! Ест главное: восторженная особа и великодушный Наполеон.
А если сравнить изображение на подносе с портретом пани Валевской
Так и вообще просто один в один: черное платье, красные цветы на голове, даже букетик, полученный от императора, в руках. И цвет волос светлый. Так что никаких сомнений - это она!
Дальше будет бал в Варшаве, они снова встретятся, он ее типа узнает, заинтересуется и захочет познакомиться поближе. А она не захочет. И тут польские министры взялись окучивать неожиданно добродетельную дамочку, давя на патриотизм: Мадам, в смысле, пани, отдайтесь Наполеону и он восстановит Польшу. С вас не убудет, а Родина будет спасена. Великосветские патриотические сводники - поубивала бы! :-) В общем, уговорили. К Наполеону ее доставили в слезах. Он сперва умилялся, а потом ему это надоело и перестало останавливать. Ну а спустя пару-тройку таких свиданий, оказалось, что у них любовь. Вот так из дикой смеси секса и патриотизма родился один из известных романов истории. Она ему и сына родила, и потом на Эльбу приезжала… Правда, пока они мило проводили время друг с другом, Наполеон продолжал писать Жозефине любовные записочки. :-)
Но самое интересное вовсе не в том, кого Наполеон любил больше Жозефину или Марысю, тут все ясно: Наполеон больше всего любил самого себя. А в том, почему их изобразил на подносе мастер из НИЖНЕГО ТАГИЛА (!!!).
Наполеон, конечно к 1830 году уже стал легендой. И может кто-то на Урале зажелал видеть его портрет? Кто бы это мог быть… А может кто-то из пленных Великой Армии?
Вообще-то французские пленные на Урал начали поступать еще с 1807 года. Так что теоретически кто-то из них вообще мог быть очевидцем той самой встречи. Но вся беда в том, что до Нижнего Тагила никто так и не добрался. В Оренбурге были, в Перми там, в Екатеринбурге, а вот в Тагиле… Хотя в 1826 году в Лондоне вышла книжка некоего отставного сержанта Робера Гийемара, который воевал в России в 1812 году, попал в плен и был отправлен аккурат в Нижний Тагил! Книга содержит массу красочных описаний: тут и переход из Москвы на Урал через Казань с остановками в караван-сараях, и работа на заводе Демидова в Тагиле, и катание на санях, и праздник засолки капусты, и даже любовная драма между Дарьей, Василием и Афанасием. В принципе все выглядит очень правдоподобно и не слишком развесистая клюква, вполне сошло бы за подлинную историю, но… Кое-какие географические подробности явно указывают на то, что автор в описываемых местах не был. Да и вообще, тагильские краеведы, которые провели исследования мемуаров Гийемара, выяснили, что за отставным сержантом скрываются два парижских журналиста, которые в своей жизни до России так и не добрались. Но им все подробно рассказали! И это могли быть не обязательно пленные, а, например, бывшие французские служащие Демидова. Книжка-то получилась вполне на уровне, но в результате оказывается, что французов, желающих получить поднос с Наполеоном, в Нижнем Тагиле не наблюдалось.
Но на подносе есть еще и Валевская. Так может быть заказчик поляк?
Ооо, поляки на Урал поступали уже с конца XVIII века. Правда в основном проездом в Сибирь. Особенно много пошло после восстания декабристов. По мере отбывания своих сроков польские ссыльные тянулись в обратную сторону, и некоторые из них задерживались на Урале уже на поселении. И один из таких польских ссыльных оказался таки в 1850-х годах в Нижнем Тагиле! Это был, кстати, весьма примечательная личность - Адольф Михайлович Янушкевич - активный участник польского восстания 1831 года. Человек неординарный, знакомый декабристов и Мицкевича, в Нижнем Тагиле был библиотекарем и собирал материалы для музея истории и природы. Прожил он там четыре года и оставил о себе хорошую память и библиотеку. А еще он личностью романтического склада: однажды ездил на могилу петрарковой Лауры и сорвал там кипарисовую ветку. Так что он вполне мог быть заказчиком изображения истории любви, замешеной на мечте о независимой Польше.
В общем, если хорошенько поискать, то можно найти связь даже между прелестной пани Валевской и далеким промышленным Нижним Тагилом.
Тагил рулит!