Источник ЖЖ
who_stole_tarts, записи разных лет.
1. Статья «Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста»
Ссылка:
https://disk.yandex.ru/i/D3SZfUoJ1ZPk_w2. Методические рекомендации по обучению чтению
1) Читайте. Чтение- это хлеб ребенка. Без чтения не будет ни математики, ни химии.
https://irina-se.com/texnika-chteniya-normy-1-4-klass/ - нормы обычной школы. Есть множество исследований, позывающих, что из всех показаелей ребенка на начальной ступени главным предиктором его дальнейшей успеваемости является именно чтение.
2) Не бойтесь идти "вперед", ребенка нельзя лишить детства понятием треугольника. И, если программа "школа России" считает, что числа больше ста ребенок осилит только к четвертому классу, то есть, после десяти с половиной лет, то нам это кажется полнейшей ахинеей. То же касается и таблицы умножения, изучаемой в третьем классе, то есть, к десятилетнему возрасту. Ребенка нельзя "лишить детства" понятием треугольника, не верьте тем, кто считает иначе.
3) не слушайте "специалистов по раннему развитию" и прочих "зачем вам это надо" и "это ничего не значит". Им не надо-они пусть идут в кадетский класс.
4) Посылайте в лес всех, кто говорит "не нужно читать быстро, нужно красиво" и "а он понимает, что читает"? Понимание НЕ ВОЗНИКАЕТ на скорости 10 слов в минуту. Что поймет ребенок, прочитав 10 слов?))) На уровень "понимания" он выйдет при скорости 70+.
5)Не задавайте ему вопросы по прочитанному, если цель не в том, чтобы проверить, читал он или листал страницы. Вопрос для ребенка стресс. У вас есть правильный ответ, он вам очевиден, у ребенка его НЕТ, а ответить неправильно он боится. Читает-и все. Результаты потом появятся. Это называется "переход количественных изменений в качественные".
6) не путайте задачи "читать красиво" и "читать как можно быстрее". ВАМ нужно "как можно быстрее", при проверке вам нужна ТОЛЬКО СКОРОСТЬ. Можно проверять на легком и известном ребенку тексте, даже на одном и том же.
7) Считаете все слова, включая предлоги, на ошибки "закрываете глаза". Ваша цель-не оценка, а создание ситуации успеха. Учителя, вешающие ярлычки, учить не умеют.
3. Игровой метод решения линейных уравнений и неравенств для детей, которые любят играть в войну
Например, -5x+3<4x-3
Договариваемся считать иксы своими воинами, единицы - врагами.
Между ними река и мостик (знак неравенства или равенства).
Обмениваемся военопленными, при переводе военопленного через реку он меняет знак (настроение).
-5x-4x<-3-3
Подсчитываем войска
-9x<-6
Знак отрицательный, наши войска грустные. Переносим все через зеркало, все солдаты меняют настроение, мостик тоже отражается
9x>6
Наших 9, воевать должен один. Сжимаем армии в 9 раз
x>6/9
x>2/3
Рисуем ответ на координатной прямой и пишем в виде интервала/луча.
4. Правила для запоминания ритмов
пЕрвый, пЕрвый, пЕрвый - хорей
вторОй, вторОй, вторОй - ямб
пЯтница, пЯтница, пЯтница - дактиль
суббОта, суббОта, суббОта - амфибрахий
выходнОй, выходнОй, выходнОй - анапест
5. Постановка навыков письма
Начинать можно, когда ребенок может обвести по точкам печатную букву Т или Х, т.е. нарисовать пересекающиеся палочки в нужном направлении. Желательно к этому моменту держать ручку правильно при рисовании и знать основные буквы.
Сначала ребенку предлагается пропись с печатными буквами, обводим 1-2 строчки за занятие. Через несколько месяцев занятий ребенок, как правило, уже сам пишет многие печатные буквы, с интересом обводит печатные и понимает значение "обведи целую строчку таких букв". После этого можно приступать к письменным, лучше начинать с букв о и с:) Доверяем ребенку обвести в прописи строку, даем тетрадку в косую линейку, и в ШИРОКОЙ линеечке просим самого написать строку той же буквы. Когда удалось, вырезаем строку, приклеиваем на стену ( мы научились писать букву сами !!! ), даем наклейку или чай с конфетой. Собираем коллекцию всех букв на стене. В дни отдыха просто обводим буквы и даже слоги в письменной прописи. Буквы лучше давать с усложнением написания, например, г, потом п, потом р, потом уже т. За занятие, в зависимости от уровня ребенка, можно разобрать от 1 до 5 новых букв.
6. Как делить в столбик
Когда подошло время объяснять второму ребенку деление столбиком, было много сомнений. С первым долго запоминали, куда писать частное, почему вычитать произведение, куда и откуда сносить следующую цифру для деления. Таблицу умножения со вторым знаем не очень уверенно, не всегда можем правильно поделить. Возраст - 5 лет ровно. В результате и появился новый метод обучения делению столбиком. Результатом довольны: деление практически освоено, таблица умножения повторяется многократно в процессе деления, ребенок мотивацию не потерял:)
Итак, в чем заключается метод. Представляем большое-большое делимое (можно 10-15 цифр) как мешок с конфетами. Делитель - число детей (пока однозначное). Текущее число, которое делим, - тарелка. Откладываем на тарелку первые конфеты, выясняем, по сколько конфет хватит каждому ребенку. Записываем под детьми первое частное - здесь будут лежать выданные конфеты. "Вынимаем" - вычитаем из тарелки выданные всем детям конфеты, подводим черту чуть длиннее, чтобы можно было добавить конфеты, считаем остаток. Приписываем к остатку следующую цифру (=достаем из мешка еще конфеты) и раздаем детям следующее двузначное число. Повторяем, пока в мешке конфеты не кончатся.
7. Про чтение и пересказ
Ни в коем случае не приставайте к ребенку с вопросами по тексту, "что ты понял", "о чем ты прочитал" и т.п.. Когда это станет актуально, ребенок САМ придет к вам рассказывать о прочитанной книге. Для этого нужно очень много навыков, которые ему надо приобрести, не потеряв мотивацию, начиная с банальной скорости чтения. Когда вы задаете ему вопросы, ребенок уверен, что вы знаете правильный ответ, а он - нет. Ему неуютно в такой ситуации, негатив переносится на книгу и на чтение в целом. Если хотите, чтобы ваш ребенок умел обсуждать прочитанное, просто давайте ему интересные книги как можно чаще, ничего не требуя взамен. Просто дайте ему возможность читать.
8. Тренажёр по математике к учебнику Л. Г. Петерсон
Речь об этой игре:
https://smallgames.ws/9616-nachalnaya-shkola-1-klass-trenazher-po-matematike.html Ссылка на учебники Л. Г. Петерсон за 1-7 классы:
https://disk.yandex.ru/d/hsYOI5dd3NSqfC Когда мы были маленькими, невозможно было представить автоматизированный формат обучения дошкольников, и сейчас это кажется невероятным. Раньше мы писали про электронные приложения к учебникам Школы России на сайте просвещения. Но тренажеры по Петерсон, которые мы нашли неделю назад (
https://cloud.mail.ru/public/ATzq/SUoJS58DE), просто несравнимы с ними.
Итак, малыш, который неуверенно и очень медленно (!) пишет цифры, который, в силу возраста, не помнит суммы чисел в пределах 20, и поэтому вынужденный для каждого примера заново пересчитывать их на пальцах, за один день после краткого объяснения решает десятки примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, а на второй день также после краткого объяснения самостоятельно(!) на протяжении получаса складывает и вычитает (!) трехзначные(!) числа с переносом десятка(!), а потом ходит и просит: "мама, давай я уберу игрушки, и ты мне дашь немного "поиграть на компьютере (порешать примеры)"
А вы говорите - лишать детства... А вы говорите - "будешь плохо себя вести, пойдешь делать уроки"
9. О зоне ближайшего развития
В советской психологии есть такое понятие, как ЗБР, зона ближайшего развития. Это-та зона, в которой и возможно развитие ребенка. В этой зоне задания требуют некоторой помощи со стороны взрослого, но ребенок может их "взять". Ребенок, занятия с которым идут в его ЗБР, очевидным образом развивается, осваивая новые ЗУН, что, в свою очередь, приводит к сдвигу ЗБР. При этом правильное дозирование нагрузки позволяет опираться на внутреннюю мотивацию, или, грубо, интерес Ребенка. Несмотря на то, что Деси, Райан, Грольник и многие российские исследователи за ними утверждают, что формирование внутренней мотивации в общих чертах завершается к 12-14 годам, мы не можем с этим согласиться, ведь фундаментальным свойством внутренней мотивации является то, что удовлетворенность от деятельности лежит в самой деятельности, человек может "проваливаться" в описанное Чиксентмихайя состояние потока, "выпадать" из времени
В то же время, очевидно, что многие "временные" рамки и границы кризисов являются, скорее, социальными, а не фундаментальным свойством развития психики ребенка. Так, к примеру, описанный Л.С Выготским кризис трех лет известен в западной литературе как кризис тоддлеров и, в некоторых случаях, может наступать в 2 года или даже несколько ранее. <...> Суть нашего образовательного подхода к детям- находить их ЗБР, работать в ней, формировать категориальный и понятийный аппарат С УЧЕТОМ возраста и объективных возможностей КОНКРЕТНОГО РЕБЕНКА, а не "возраста в свидетельстве о рождении и мнения некомпетентных психологов".