Розы - слезы, любовь - в бровь, глаза - роса, - этих и других банальных рифм много у многих. И я могу рифмовать розы - морозы, а если шутя, под настроение, или достанет кто-то до печенок, то и ерунду какую-то зарифмовать могу, много ума для этого не надо, рифма подтянет слова, подходящие по смыслу, чтобы выразить эмоции, а в памяти их за жизнь накопилось предостаточно. Но рифмованных банальностей, а тем более всерьёз, у меня, надеюсь, совсем мало, а может и вовсе нет, так как пишу белым стихом. Оригинальность рифм меня не прельщает, а банальность бросается в глаза.
Я же добиваюсь благозвучия стиха и точности слов, а на это уходит много времени. Что касается ритма, то он разнообразен, не одни только ямбы-хореи. Когда-то одно стихотворение даже сапфическую строфу затребовало, то есть, оно не получалось, пока не встала среди ночи, не взяла в руки «Антологию Древней Греции» и не нашла в ней стихи Сафо, кажется, «Гимн Афродите», разобралась с построением, и только тогда стихотворение сложилось. После написания оно ещё несколько дней напевным речитативом звучало у меня в голове, как мне казалось, под аккомпанемент древнего инструмента. Это единственное стихотворение, где смысл затребовал необычную форму, написано оно в 2006 году.
Есть у меня и верлибр, и рифмованные стихотворения, но их - раз два и обчелся. Когда вижу, что рифма неискоренима, не сопротивляюсь. Иногда форма различима не сразу, потом приходится текст под неё подгонять - резать, менять местами фразы, дописывать. В результате и смысл выигрывает, и глазу приятно.
Верлибр стал очень популярным в последние годы, но, на мой взыскательный взгляд, это чаще всего какая-то псевдо-философская заумь или нудные прозаические зарисовки, над которыми автору лень работать - разбил интонационно на строки (стихи), чтобы не мучиться со знаками препинания, и готов пук в Вечность. А если читатель не всё понимает, значит не дорос он до авторских замашек.
Стихи в ритме то ли заговоров, то ли частушек, но без рифмы, некоторые также называют модным словом - верлибр. Прочитаешь одно, два, три стихотворения-говорения ещё ничего, но если больше, - утомляют монотонностью, да и смысл, чаще всего, не впечатляет, и метафоры не восхищают. Форма соответствует содержанию даже в них.
С чего начиналось это повествование, с роз? Есть у меня и розы, а куда без них в любовной лирике? Лиловая, желтая, кремовая, белая... Не так много, как у Райнера М.Рильке, которого можно назвать певцом роз, думаю, что никто так чудесно и чувственно, как он не писал о розах. И никто так превосходно его не переводил, как Борис Пастернак.
Сегодня я опубликую стихотворение, в котором фигурирует белая роза.
А про жаб у меня ничего нет, даже про царевну-жабу. Жаба символизирует зависть, не так ли? Говорят же люди: жаба душит. Когда человеку всего хватает и он доволен тем, то имеет, к чему ему зависть?
Слава Богу, я умна, добра, красива, доброжелательна, миролюбива, талантлива и всё могу, когда в моём сердце есть Божья любовь. Иногда я её теряю, бываю ленива, но это поправимо, я знаю средство.
Слава Богу за Его любовь! Когда она во мне проявляется, я себе очень нравлюсь.
Мира и любви!
18.09.2024
***
Видел ты женщину с розою
Белой? - Красиво? - Тщета!
Белая. Но холодна белизна
И не тронула. Не от тебя.
А тебя не хватает мне.
Пусть у тебя будет всё
Самое-самое… Значит,
И женщина - лучшая самая.
Я не из лучших. В этом печаль.
И неисправимо. Даже скрывать
Не стараюсь изъяны.
И не заслуживаю самого-самого...
А ко всему - транжира.
Деньги транжирю? Больше!
Транжирю время. Тысячи дел
Дожидались меня. Ждали.
А я закрывала глаза. И думала.
Думала, думала... Как и сейчас.
Не сплю и могла бы читать
Книги умные, но я смотрю в окно.
И говорю с тобой. Думами.
Сколько ненужных слов,
Сколько нелепостей… Так
И вчера - глупила о ревности.
Встала. К окну подошла
И бросила розу в снег -
Не простояла в вазе и дня.
И не жаль. Ей без разницы:
Снег иль хрусталь равнодушия?
Остановился прохожий: ёлки -
Привычно, праздник прошёл,
Но кто и зачем эту розу?
4.01.2013
©Софи Скала, 2024