В Оренбурге есть транспорт муниципальный, а есть частный. И есть Ассоциация перевозчиков Оренбурга. Ассоциация перевозчиков решила сменить подвижной состав на городских маршрутах. Из-за жалоб пассажиров на состояние маршрутных городских "ПАЗиков" (дымят, коптят, разваливаются) и на сервис в них (а жаловаться там есть на что, бывало
всякое1,
всякое2 и
всякое3).
Поэтому АПП привозит в город различные модели автобусов и тестят их в рабочем порядке. Решила я посетить пару-тройку тестов: ЛиАЗ-429260 LE, ПАЗ-320435-04 и IVECO VSN700.
Самый ожидаемый в городе, конечно, ПАЗ. ЛиАЗ и IVECO, а также протестированный ранее VOLGABUS 5270GH-0000010 - это автобусы большой вместимости и горожане опасаются увеличения интервала между рейсами. А ПАЗики снуют туда-сюда каждую минуту. Я тоже за мобильность, но по личным причинам: помню давки и часовые ожидания автобусов советского времени, а про 90-е вообще молчу...
Впрочем, идем по порядку. Вот он, ЛиАЗ-429260 LE.
Вместимость
Общее ощущение пространства
Общее ощущение личного пространства
С безопасностью все в порядке
Правда, бензобак прямо за кабиной водителя в салоне автобуса. Непривычно...
И вот пришло время ехать!
И тут-то стало ясно, что ЛиАЗ, увы, полностью соответствует своей многолетней плохой репутации - гремит ходовкой, скрипит внутрисалонным пластиком. Ходовка, конечно, впечатлила больше всего. Сидела впереди и было слышно, как отчетливо гремят железяки переднего моста. У меня так первая машина, девятка, не гремела, хотя я ее восьмилетнюю брала. Я уточнила у Максима Фазуллина, директора Ассоциации, новый ли это автобус. Сказал, что ему год и он ездить только на тестах. И за это время так ушатался! Красивый ты, ЛиАЗ, но нет...
Что ж, заценим ПАЗ-320435-04.
Модификация "Вектор Некст" и мы у него первые )))
Вот только все ждали ПАЗ формата "доступная среда" с увеличенным пространством для инвалидов, а получили мы пригородный вариант без этого пространства. И с одностворчатой задней дверью, раз нет прокачки по инвалидам. Как пояснил Максим Фазуллин, "доступную среду" получить на тесты практически невозможно, слишком велик спрос, а время не ждет. Но, мол, ничего, потестим в принципе - силовые агрегаты, ходовочку...
Один момент остался неясным: отметки в анкетах будут ставить пассажиры 59 маршрута и если ПАЗ пройдет на ура, то потом горожане получат немного не тот автобус, за который голосовали. Всем журналюгам понравилось увеличенное пространство между рядами сидений, но оказалось, что оно увеличено только в пригородном исполнении. В "доступной среде" оно не отличается от старых ПАЗиков. Получается, что голосование будет некорректным...
Цена нового ПАЗика, кстати, в два раза выше старой модели. На эту и другие "подпольные" темы мы поговорили с владельцем частных ПАЗиков на одном из городских маршрутов. Он тоже приехал потестить ПАЗ, потому что в случае победы ПАЗа на голосовании именно его и обяжут сменить подвижной состав. И вот товарищ, узнав, что я не журналист, а блогер, поделился со мной тревогой. Окупаемость ПАЗика составляет три года. Новый при таких тарифах на проезд окупится за шесть лет. Тарифы поднимать некуда - население беднеет. С дотациями все туманно. Горожане потестят пригородный ПАЗик, впечатлятся пространством между рядами сидений и выберут его. А получат "доступную среду", где места будет как в старых моделях. Шило на мыло?
Ок, поехали!
Новый автобус на то и новый, хорошо идет, мягко - вот бы его в конце тестового месяца так же потестить. А то вдруг ушатается как ЛиАЗ... )))
А вот кондукторское место в ПАЗике хорошее, высокое. Если кто и проскочит "зайцем", можно из кондукторской форточки целое лассо метнуть: "Кудэээээ?!!! Из-за таких зайцев ПАЗики и не окупаются годами!" )))
В общем, выбирать горожанам. Мне, кстати, очень не понравился писк одной журналистки, когда автобусы к нам еще не выкатили. Она за ворота заглянула, увидела новенький ПАЗик и сразу заверещала вышедшему к СМИшникам Максиму Фазуллину:
- Максим Римович, Максим Римович, мы уже выбрали. Нам нужен этот красавчик ПАЗ.
Ээээ, чего ты там выбрала? Выбирать транспортникам и пассажирам. Выбирать по ТТХ, а не по "красавчик". Это очень характеризует журналистику в целом - и пусть не обижаются. Свою работу они видят в том, чтобы поприсутствовать, а текст репортажа напишут один в один с пресс-релиза. Никакой критики в репортажах не будет. Дамочка потом еще сетовала, что не было шампанского и фуршета. Привыкли уже к кормушкам. При всем этом дурная слава почему-то именно у блогеров...
Кстати, когда искала адрес базы предприятия "ГорТранс", откуда нам выкатили ЛиАЗ и ПАЗ, наткнулась на такое объявление.
Подошла к хозяину конторы и спросила, почему решили набирать водителей-женщин. Ответ очевиден:
женщины аккуратнее ездят, более дисциплинированны и воспитаны, не уходят в запой, не устраивают на дорогах гонки без правил, гораздо меньше нарушают ПДД. Инстинкт самосохранения в действии. Особенно хороши в вождении те женщины, у кого есть дети. Гортранс обучит категории за счет предприятия. Хоть иди, ей-богу! )))
А хитрый ПАЗик сразу инструкцию выложил - изучай и идем на маршрут! ))) Представляешь, Юль, сколько будет историй для блога? ))) Ох, ПАЗик, так ведь и уговоришь ты меня )))
А как же IVECO VSN700? А никак! Место проведения тестовой поездки было обозначено как ул. Транспортная, 8а. Зная, что видный мне с балкона ТК "Оренбург" находится на ул. Транспортная, 10, я смело выдвинулась пешкодралом из дома. Прошла ТК, прошла дальше и вижу, что адреса ул. Транспортная, 8а и просто 8 там нет как явления. Я шла-шла и вышла на адрес ул. Транспортная, 6 и в большом недоумении позвонила мужу. Он открыл карту и как мог пояснил мне принципы точечной застройки нашего Мертвого города.
Да вы и сами увидите на карте, какая она, улица Транспортная. И где аж три адреса Транспортная, 10, потом сразу 6. А Транспортная, 8а через елки-палки лес густой и несколько км отсюда находится...
Пользуясь случаем передаю привет Департаменту градостроительства и земельных отношений и лично Сергею "не такая уж она точечная" Бреневу.