Мария Мариусовна Петипа (1857-1930) - русская балерина.
Дата рождения: 17.(29).10.1857
Место рождения: Петербург, Российская империя
Дата смерти: 1930 год
Профессия: балерина
Гражданство: Российская империя, СССР
Театр: Большой театр (Санкт-Петербург), Мариинский театр
Отец - Мариус Иванович Петипа - известный балетмейстер и танцовщик, родился в 1822 году в
Марсели в семье танцовщика и балетмейстера Жана П. (1787 - 1855), служившего в 1850-х годах
и на Санкт-Петербургской балетной сцене.
Мать - Мария Сергеевна, урожденная Суровщикова (умерла в 1882 г.), по окончании курса в Санкт-Петербургском театральном училище, принята в 1854 году на Императорскую балетную сцену (Санкт-Петербург). В 1861 году и 1862 году с большим успехом танцевала в театре парижской Большой оперы, в 1863 году - в Берлине. Мариус П. для нее специально поставил несколько балетов.Мария Мариусовна П. - балерина Императорских Санкт-Петербургских театров, родилась в 1857 году; к сцене ее приготовил отец; дебютировала в 1875 году в балете "Голубая Георгина", в котором до тех пор отличалась ее мать; редко балеты, которые с тех пор ставил ее отец, обходились без ее участия. Особенным успехом она пользуется в характерных танцах.Брат ее Мариус Мариусович - драматический актер.БиографияМария Петипа родилась в семье знаменитый балетных танцоров Петербургской императорской труппы. Мать - знаменитая танцовщица Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа, отец - прославленный балетмейстер Мариус Иванович Петипа, имя которого навсегда вошло в историю российского балетного искусства.
(Мария Петипа и Любовь Вишневская)
Для балетной танцовщицы родится в такой семье безусловное везение. С раннего детства Мария Мариусовна видела сцену и танцы, закулисная жизнь окружала её не только в театре, но и дома. Начала учиться классическому танцу у своих родителей, матери и отца. А когда чуть подросла - была принята в Санкт-Петербургское театральное училище, где её педагогом стал Х. П. Иогансон.В 1869 году её родители развелись, мать ушла с Петербургской сцены, но отец был главным балетмейстером Петербургской императорской труппы.В 1875 году поступила в балетную труппу императорского театра, поначалу работая на сцене Петербургского Большого Каменного театра, впоследствии в Мариинском театре. Семнадцатилетней балериной в 1875 году она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина» на музыку Пуни, поставленным её отцом когда-то, 1860 году, для исполнения её матерью. Она ещё не раз будет танцевать в балетах своего отца, а какие-то партии он специально создавал для Марии.
Начав карьеру как классическая солистка, Мария Петипа вскоре перешла на амплуа характерной танцовщицы, заняв в нем на долгие 30 лет ведущее положение в труппе. Критика отмечала, что она не была сильна в классических исполнениях, но в характерных танцах у неё не было соперниц. Этому способствовали и её природные данные: эффектная внешность и темперамент. Как пишет о ней в своей «Истории танца» Сергей Николаевич Худеков (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915): «Она танцовала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене». Она с равной увлеченностью и энергией танцевала венгерские, испанские, цыганские, русские и прочие национальные танцы и в балетных спектаклях, и в многочисленных танцевальных фрагментах в операх, выступая порой по 100 раз в сезон.
(Мария Петипа "Фея Сирени" спектакль 1900г.)
Первая исполнительница партий: Фея Сирени («Спящая красавица», 1890, балетмейстер М. И. Петипа), Мария («Привал кавалерии» Армсгеймера, 1896; этот балет М. И. Петипа специально поставил для неё). Среди других ролей: Низия («Царь Кандавл» Пуньи), Катти («Маркитанка» Пуньи). Исполняла танцы: венгерский («Лебединое озеро» и Коппелия), бедуинский («Зорайя»), испанский («Раймонда»), итальянский («Наяда и рыбак» Пуньи), полька («Жизнь за царя»).«Счастливая „сценическая судьба", прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре. [….] всегда очаровательная, темпераментная, красочная», - писал о ней в «Материалах по истории русского балета» М. Борисоглебский (Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39).
Худеков (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915) пишет о том, что среди балетных артисток Мария Петипа оставила после себя самое большое количество фотографий. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901 - в Будапеште.Мария Мариусовна была замужем за балетным артистом Сергеем Легатом, покончившим с собой в возрасте 29 лет (1875-1905).
(Мария Петипа и Сергей Легат)
В императорской труппе Мария Петипа проработала до 1907 года. Окончив сценическую деятельность в 1907, до 1912 эпизодически время от времени выступала в концертах в Мариинском и частных театрах.В 1926 году уехала во Францию. В Париже она получила Орден Академических пальм - награду Франции за заслуги в образовании, науке и культуре.Там же, в Париже, она умерла в 1930 году в результате тяжелой болезни: как писалось, «после двух ударов паралича и буйного помешательства».
_________________________________________________
Дочь замечательного балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа и его первой жены, знаменитейшей танцовщицы Суровщиковой, тоже Марии. Этот брак распался, когда Мария была уже взрослой девушкой, поэтому она выросла в достаточно благополучной семье. Ее не отдали в театральную школу, обучали танцам дома, сначала мать, потом отец. Мариус Петипа был строгим педагогом, и можно верить, что она была достаточно хорошо подготовлена.
Потом Мария ходила на занятия в театральное училище, чтобы заниматься с лучшим педагогом училища Иогансоном.Мариу
с Петипа готовил свою дочь к карьере настоящей классической балерины. А Мария была веселая, красивая и очень ленивая.Когда было закончено обучение у Иогансона, Марию приняли в театр на службу.Мария пользовалась исключительным расположением дирекции как дочь великого балетмейстера
Отец специально для ее дебюта поставил балет «Гарлемский тюльпан» И главная партия была просто рассчитана и придумана специально для Марии, с тем, чтобы как можно более выгодно показать все ее возможности.
Ей вообще ничего не надо было делать на сцене, она выходила, и все начинали аплодировать. Вот сейчас может быть, не очень понятно, глядя на фотографии, что ее внешность была признана всей публикой ,и в Санкт-Петербурге она считалась одной из самых красивых дам.
(Мария Петипа "Заколдованный лес" Р.Дриго, 1887г. Санкт-Петербург)
Плюс - нее был веселый нрав, она замечательно ладила с коллегами, у нее абсолютно отсутствовало актерское тщеславие. Ей было совершенно все равно, что танцевать, ей было очень важно, чтобы в конце аплодировали, чтобы ей восхищались и чтобы было много цветов. Мариус Петипа отчаянно боролся, чтобы Мария все-таки танцевала классический репертуар, но Мария ленилась, толстела, и в конце концов перешла на характерные танцы.
Ни одна балерина нашей страны не имела такого количества публики за один день, какое было у Марии Петипа. Дело в том, что рядом с Мариинским театром находилось здание Большого театра, где шли балетные спектакли, а в Мариинском театре шли оперы. Расстояние между ними очень маленькое, Мария, оттанцевав русскую пляску в опере «Руслан и Людмила», перебегала в том же костюме в Большой театр и там танцевала «Конька-горбунка». То есть, за один вечер она имела два театральных зала. А в одном из своих интервью Мария Мариусовна говорила: «Ни одна балетная актриса не занята так, как я.»
(Мария Петипа "Фея Сирени")
Мария Петипа - это единственная балерина в нашей истории, которая при жизни, сразу стала литературной героиней. Весело оттанцевав на сцене в двух театрах, у нее были силы посещать рестораны с многочисленными поклонниками. Один из самых громких романов Марии Петипа - это связь с сыном петербургского градоначальника Трепова.
Так как этот господин был хорошо известен в городе, то любой выход Марии в ресторан, на гулянье, на банкет сопровождался свитой из журналистов. Уже на следующее утро выходили газеты, где печатался роман под названием «Похождения Терпсихоры», публика покупала газеты, читала, и с огромным интересом шла в театр смотреть на Марию.
Такие ее похождения вызывали огромную симпатию, потому что ее жизнь воспринималась как дополнительный живой спектакль. У нее было еще два или три шумных романа, которые тоже были описаны в газетах, и все это были очень крупные, известные светские люди. И ее успех уже носил скандальный характер, но поскольку она была веселая, она бравировала всем этим, то она не вызывала раздражения у коллег... Она была превосходная характерная танцовщица .
Мария все-таки пытается не оставлять классический репертуар, она выступает в балете «Корсар». Но, она в этой партии. вызывает только улыбку. Но публика все равно хлопала. Вошла она в историю русского балета как первая исполнительница партии феи сирени в балете «Спящая красавица». Историки балета писали, что она просто ходила по сцене. Но Сергей Вихарев, восстанавливая «Спящую красавицу» в первоначальном виде, показал все-таки, что у нее были довольно сложные вариации.
(Мария Петипа. худ.Константин Маковский)
Она танцевала довольно долго, и в определенном возрасте стала полнеть. Коллеги, товарищи по сцене прозвали ее «комодом». Мария не унывала, у нее был замечательный сильный партнер и ее гражданский муж, танцовщик Сергей Легат, он был настолько физически силен, что он единственный мог быть ее партнером и поднимал ее в высоких поддержках.
К сожалению, Мария все-таки обладала достаточно буйным характером, ее партнер и муж покончил с собой. Оставшись без партнера, через два года она оставляет сцену. Это 1907 год.
И вот уже даже не выступая, она все равно привлекает к себе интерес, она уже необходимое явление городской жизни. Весь город обсуждает ее свадьбу с миллионером, коммерческим дельцом Жераром. Они переводят его состояние во Францию. Дама,( хотя у нее замечательно изысканное искусство,) на самом деле оказалась очень практичной в земных делах.
Когда происходит революция 1917 года, Мария добивается себе персональной пенсии как дочери великого балетмейстера. Она добивается очень хорошей пенсии от советского правительства, эти деньги тоже переводит во Францию, как ей это удалось - непонятно. И в 1926 году она уезжает в Париж. И там ей скучно. Она пьет, и умирает через четыре года от буйного помешательства. Такая судьба очень веселой, очень красивой женщины.
Елена Федосова