"Баядерка" Никия.
Не всегда удается передать живое очарование танца прославленной балерины или танцовщика... И все же вглядимся в фотографии Натальи Михайловны Дудинской. Ее имя знакомо каждому, кто хоть сколько-нибудь интересовался балетом. Роли, созданные ею, живы в памяти тех, кому посчастливилось видеть ее на сцене,-забыть великолепный, одухотворенный танец Дудинской невозможно.
Была ли она Одеттой - Одиллией, Авророй, Никией, Раймондой Лауренсией, балерина всегда трогала сердце, заставляя восхищаться всемогуществом классического танца, самыми сложными секретами которого она владела в совершенстве. Всегда чувствовалось, на каком подъеме танцует балерина,- он выливался в редкой красоты удлиненный прыжок или стремительные вращения, исполняемые ею в поразительном темпе.
"Лебединое озеро" Зигфрид - К.Сергеев.
Но никогда виртуозная техника не становилась для Дудинской самоценной, бьющим на эффект трюком, а всегда подчинялась задаче создания образа. Зрителю ничего не нужно было растолковывать, когда танцевала Дудинская,- так выразителен, почти «говорящим» был ее танец.
...В черной пачке и колышущихся на голове черных перьях выбегала на сцену Одиллия и на мгновение замирала, словно давая принцу и придворным лучше разглядеть свою торжествующую красоту. Она явилась, чтобы победить, и победа далась ей без труда. Где уж романтичному принцу было задуматься, та ли это незнакомка, которой он дал клятву на озере,- когда по сцене мчался черный вихрь, сметая на своем пути все сомнения,- вихрь стремительный, коварный, но обольстительный. Казалось, нет предела техническому совершенству Н. Дудинской - Одиллии, так блестящ был ее танец. Но искрометная в партии Одиллии, балерина была мягкой, женственной, танцуя Одетту,- очаровывая строгим совершенством формы, тонкой пластикой каждого движения, трагическим обликом своей Одетты напоминая Царевну-лебедь Врубеля.
«Она горит, когда творит на сцене. Все ее переживания так глубоки, так ясно понятны и доходят быстро до зрителя, и он рукоплещет ей от всей души»,-оценивала танец Дудинской ее педагог А. Я. Ваганова, чью похвалу заслужить было совсем непросто. Вряд ли одарила бы Ваганова своей требовательной любовью ученицу только за талант - Дудинская была невероятно, даже для артистки балета, работоспособна, почти одержима.
Легко и уверенно вошла Дудинская в репертуар Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Через полгода после окончания школы она уже танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», чуть позже - Аврору в «Спящей красавице», вдохновенно и тонко чувствуя музыку Чайковского. Никия в «Баядерке», гордая Раймонда,
"Раймонда".
задорная, кокетливая Китри в «Дон-Кихоте»
"Дон Кихот" Китри.
(как упивалась здесь Дудинская танцем, как зажигала она зрительный зал!) - она словно родилась, чтобы танцевать лучшие партии классического репертуара. Но у каждого артиста бывают роли, в которых его творческая натура выражается наиболее полно. У Дудинской это .была Лауренсия. И Сари в балете «Тропою грома». «Лауренсию» поставил В. Чабукиани, увидев героиней своего балета именно Дудинскую, с ее драматическим, волевым танцем, с ее талантом танцующей актрисы. Создав образ свободолюбивой испанской крестьянки, балерина словно поднялась на ступеньку выше в своем творчестве.
"На крыльях песни" Мендельсона (концертный номер).
Еще более психологически сложный образ Сари предложил Дудинской К. Сергеев. Любовь белой девушки к цветному юноше - как удивительно тонко передала балерина противоречия в характере своей героини, трагедийный, поистине шекспировский накал чувств.
Может быть, именно К. Сергеев, постоянный партнер Дудинской и тонкий, вдохновенный балетмейстер, лучше других почувствовал своеобразие ее таланта, расцветшего в его постановках - в «Золушке», в «Тропою грома», в концертных миниатюрах, которые так же значительны, как ее образы в балетах.
Г.Гоготишвили. (архив журнала «Огонек» №32 7августа 1962г.)