Audrey Hepburn (Часть 1)

Nov 13, 2005 20:53


                                                                                               

"Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого мгновения покорили меня" (Юбер Живанши)

Даже повзрослев, она обожала сказки. Особенно про принцесс. И очень
горди­лась тем, что кто-то из критиков назвал ее последней принцессой Голливуда. Она рано поняла, что на пути к счастью придется стереть с десяток железных посохов и сносить не одну пару башмаков. И горошина под периной - еще не самое тяжелое испытание. Ведь с принцессами случаются вещи и похуже. Например, прекрасный Принц запросто может оказаться вульгарным Свинопасом. Нужно как-то пере­жить это разочарование и идти дальше. Потому что там, впереди, тебя непременно ожидает звон свадебных колоколов. По крайней мере, так за­канчиваются все сказки о принцессах. Хотя, если подумать, много ли в том чести?

Первую книгу сказок Одри получила в день сво­его появления на свет, 4 мая 1929 года.



Рос­кошное издание братьев Гримм на розовой атлас­ной бумаге с позолоченным обрезом и изящными застежками из телячьей кожи. Так королева Ни­дерландов Вильгельмина поздравила свою даль­нюю родственницу баронессу Эллу ван Хеемстра с рождением третьего ребенка. В сопроводитель­ном письме августейшая особа выражала надежду на то, что ее подарок развлечет маленькую Эдду Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Растон (такое имя Одри получила при рождении). И как бы между прочим добавляла, что в жизни девушки есть толь­ко две по-настоящему важные книги - поваренная книга матери и чековая книжка отца. Это была шпилька в адрес молодой мамы, которая, к боль­шому неудовольствию коронованных родствен­ников, связала свою жизнь с человеком незнат­ного происхождения, к тому же не владеющего никакой собственностью. Для богатого барона Ван Хеемстра - дедушки будущей актрисы - содержание ново­го мужа дочери было не столько обременительно, сколько неприятно. Он решительно не понимал, что его Элла нашла в этом типе с нафабренными усами и развязными манерами парикмахера.Впрочем, не стоит преувеличивать - никаким парикмахером Джозеф Виктор Растон не был. Сам он утверждал, что являлся финансовым со­ветником при бельгийском представительстве Банка Британии. Именно поэтому семья Хепберн-Растонов, включая обоих сыновей баронессы от первого брака, Александра и Яна, поселилась в Брюсселе - по мнению Эллы, самом скучном го­роде на свете. Однако супруг ее там не скучал. Ведь красивых женщин нестрогих нравов при же­лании можно отыскать и вдали от культурных центров Европы. Справедливости ради стоит от­метить, что, несмотря на бесшабашный образ жиз­ни, Джозеф был любящим отцом. Он с удоволь­ствием проводил время с дочерью, учил ее тан­цевать, рассказывал ей сказки и всякий раз напоминал, что настоящая принцесса должна быть стройной. Самый аристократический вес - 46 килограммов, говорил он. А если Одри по-прежнему будет есть столько шоколада, ей нико­гда не избавиться от ямок на коленках и не найти себе принца. Эти разговоры раздражали дородную баронессу, как и слишком либеральные взгляды мужа на семейную жизнь. Ссоры между супруга­ми случались все чаще. Джозеф почти не появлялся дома, и в конце концов ушел сов­сем. Баро­несса сооб­щила дочери, что ее папа те­перь будет жить в Лондоне с другой женщиной. Одри было всего шесть, но тот день она хорошо запомнила. «Я была совершенно сломлена, - вспоминала она. - Я проплакала несколько дней подряд, развод ро­дителей был первым ударом, который я пережила в детстве... Я боготворила своего отца и очень скучала по нему с того самого дня, как он ушел. Мне оставалось лишь постоянно завидовать другим - потому что у них был папа, а у меня его не было. Мать очень любила меня, но она не всегда умела пока­зать свою любовь. И у меня не было никого, кто мог бы приласкать меня».



Вскоре Одри лишилась и многого другого: на­чалась война. Королева Вильгельмина заве­рила Эллу, что Голландии ничего не угрожает, и посоветовала баронессе с детьми перебраться в родовой особняк Ван Хеемстра в Арнеме. Но через несколько месяцев в город вошли оккупа­ционные войска, реквизировали дом и устроили в их доме штаб. Родного брата матери аресто­вали. Александра, сводного брата Одри, угнали на принудительные работы. Сама Одри чудом из­бежала той же участи. Во время облавы она спря­талась в заброшенном подвале и просидела там несколько дней, питаясь луковицами сложенных в подполе голландских тюльпанов. У них был от­вратительный прелый вкус, зато талия у Одри стала как у настоящей принцессы. А глаза на по­худевшем лице казались намного больше - сов­сем как у девочек в книжке, подаренной короле­вой. Папа был бы доволен.

После войны Элла решила перебраться в Лон­дон. Одри считала, что мать хочет разыскать отца. Но выяснилось, что Джозеф во время войны сотрудничал с фашистами, поэтому лучше навсег­да забыть о его существовании. Одри сомневалась в том, что отец мог встать на сторону врагов. Мо­жет быть, его обманули или запугали? В сказках герои часто совершают дурные поступки, а потом раскаиваются... Но мать не желала говорить на эту тему. Конечно, Одри не забыла отца. Она неизмен­но искала его образ во всех мужчинах, которые встречались ей на пути. Но это потом, а сначала 17-летняя Одри пыталась найти работу. В Лондоне было немало джентльменов, которые с удовольст­вием помогли бы красивой девушке. Но подобный вариант даже в голову не приходил внучке барона. А делать толком она ничего не умела. Разве что танцевать. Танцы, как известно, самое подходящее занятие для принцессы.





И баронесса раздобыла де­нег на оплату занятий дочери в балетном классе знаменитой мадам Мари Рамбер. Правда, вскоре выяснилось, что Одри слишком высока для прима-балерины. Юная Хепберн не стала привередни­чать и согласилась танцевать в кордебалете. «У вас совсем нет бюста, - сказал ей антрепренер, - но я поставлю вас в первый ряд и буду платить 50 фунтов в неделю. Вы должны нравиться мужчи­нам. В вас что-то есть». Клуб, где танцевала Одри, посещали в основном представители творческих профессий. Поэтому вскоре к 50 фунтам прибави­лись гонорары за эпизодические роли в фильмах. Однако гонорары были небольшими, а фильмы не отличались особым вкусом. Но лиха беда на­чало. Мир еще признает ее талант, и она непре­менно встретит свою любовь. И вот мечты начали сбываться. Режиссер Уильям Уайлер пригласил Одри на роль принцессы Анны в фильме «Римские каникулы». А Джеймс Хэнсон, 30-летний промышленник, богач и краса­вец, предложил молодой актрисе руку и сердце.



И на оба предложения она ответила согласием, только попросила отложить свадьбу на год - до за­вершения съемок. Известие о помолвке дочери ба­ронессу-мать скорее удивило, чем обрадовало. Ко­нечно, у Хэнсона было все, чего могла только пожелать самая привередливая теща: положение в обществе, деньги, привлекательность, перспек­тивы. И все же... Мать считала, что Одри совсем не знает своего жениха. Они встретились всего три или четыре раза. Неужели это любовь с перво­го взгляда? Вряд ли это было так. По крайней ме­ре не та, о какой пишут в чувствительных дамских романах. Хотя Хэнсон произвел впечатление на Одри. Он не пытался приударить за ней, как другие мужчины. Не дарил ни мехов, ни бриллиантов, но сразу предложил руку и сердце. Принцы в сказках именно так и поступают, и принцесс ничуть не ему- щает непродолжительность знакомст­ва. Одри было уже за двадцать, но ее познания о взаимоотношениях ме- л жду мужчиной и женщиной все еще ограничивались сказками. Новая   жизнь   оказалась более захватывающей, чем любая  волшебная  история. Одри работала в Риме в окру­жении знаменитостей и постоян­но находилась в центре всеобщего восхищенного внимания. Уайлер уве­рял, что ее ждет мировая слава. Слышать это было приятно. Еще приятнее было играть принцессу в паре с Грегори Пеком. Впервые встретившись с Одри, Пек взял ее за руку и шут­ливо произнес: «Ваше Королевское Высочество».



Съемки отнимали много сил и времени. В Риме стояла жара, а съемочную площадку постоянно окружали толпы туристов. К тому же Одри часто ездила в Америку, где играла главную роль в мю­зикле «Жижи», который вскоре стал хитом бродвейского репертуара. Модные светские хро­никеры восторгались нарядами юной актрисы и взахлеб обсуждали подробности предстоящей свадьбы. Венчание состоится в Хаддерсфильде, на свадьбу приглашено больше двухсот гостей. Подружка невесты - дочь американского посла, свадебное платье-мини - от Скиапарелли, цветы - только белые. Невеста не выносит алых роз. Но цветов не оказалось ни белых, ни алых - вообще никаких. В ноябре 1952 года Одри и Джеймс объявили о расторжении помолвки. Они сделали заявление для прессы, подчеркнув, что расстают­ся друзьями. «Я решила, что будет несправедли­во по отношению к Джимми выходить за него, со­знавая, что я привязана и влюблена в свою ра­боту. Как унизительно будет заставлять его стоять рядом, держа мое пальто, пока я раздаю автографы». Больше никаких комментариев. Так никто никогда и не узнал, что на самом деле про­изошло между актрисой и бизнесменом. В сказ­ках свадьбой все заканчивается. У Хепберн все только начиналось.

"Римские каникулы" еще не вышли на экран, а студия «Парамаунт» уже подписала с Од­ри новый контракт: экранизация бродвейской пьесы Тейлора «Сабрина». В этой бродвейской сказке о Золушке Одри была дочерью шофера, а суженого встретила не на балу, а в Парижской школе изящных искусств. Принца играл сам Хам­фри Богарт. Однако его обаяние не произвело на Одри никакого впечатления. Она сочла его мане­ры невыносимыми. Чего стоила отвратительная привычка шумно полоскать рот перед поцелуем, сплевывая себе под ноги. Возможно, Богарт был не так плох - просто Одри влюбилась в другого. Роман с актером Уильямом Холденом начался не­ожиданно, как грипп.



Все симптомы были нали­цо: жар, стесненное дыхание, горячечный бред. Они оба даже похудели, и по мнению режиссера, выглядели удручающе. Он насильно поил Одри и Уильяма густым, жирным какао. Они выпивали его и тут же бросались стирать шоколадные усы поцелуями. Это сумасшедшее притяжение поч­ти физически ощущалось всеми окружающими. Если кто-то вдруг заходил в гримерку Холдена, то заставал там Одри. Ничего пикантного - они просто смотрели друг на друга, но во­шедшему отчего-то становилось не­ловко. Спустя годы Холден вспоминал: «Порой по ночам я брал с собой переносной проиг­рыватель и ехал за город на маленькую полянку, которую мы облюбовали. Мы ставили балет­ную музыку... И Одри танцевала для меня в лунном свете. Самые сказочные мгновения мы пережили именно там...»

Надо сказать, Холден совсем не походил на принца. Зато он напоминал Одри отца. Так же хо­рошо танцевал, много пил и тяготился семейными обязанностями - Холден был женат. И любил де­тей - у него их было двое. Уильям часто хвастался их успехами. У потерявшей голову актрисы и в мыс­лях не было обижаться на него за такую бестакт­ность. Напротив, она искренне радовалась, что у ее дорогого Билли развит отцовский инстинкт. «Я постараюсь родить тебе как можно больше де­тей», - пообещала она однажды. По всем законам жанра на этих словах Холдену полагалось не­медленно заключить любимую в объятия и осы­пать благодарными поцелуями. Но вместо этого  он отвернулся и скучным, буднич­ным голосом поведал, что пару лет назад сделал себе небольшую операцию и теперь не может иметь детей. Больше всего Од-ри потрясло, что он сказал об этом так, словно речь шла о насморке - мол, неприятно, конечно, но ничего особенного. А для нее это был конец. Она ничего не ответила, постаралась скрыть слезы. И ушла от него навсегда. Одри рассказала об этом только Юберу Живанши. Они подружились на съемках «Сабрины». Модельер, как мог, утешал бедняжку Одри. Пек яблочные пироги, писал смешные стихи и да­же посвятил духи - аромат ландыша и ветивера. Сладкие и свежие, как сама юность. Духи назы­вались странно - «Запрет». «И что же это вы мне запрещаете, дорогой месье?» - «Грустить». Но она по-прежнему грустила. А через год, все еще продолжая любить Билла и рыдая по ночам, вы­шла замуж за другого.

Мел Феррер и Одри встретились летом 1953-го в Лондоне, на вечеринке в доме актера Гре­гори Пека.



Он сделал милый комплимент ее игре в «Жижи». Она ответила, что будет рада порабо­тать с ним вместе, если, конечно, подвернется подходящий случай. Потом они немного потан­цевали. Оба, как выяснилось, когда-то занима­лись хореографией. И Феррер похвастался, что умеет бить чечетку не хуже самого Клифтона Уэбба.  Вообще Мел  оказался человеком весьма разносторонних талантов:  режис­сер, актер, писатель, танцор и полиглот. От матери-француженки он унаследовал особый шарм, от отца - кубинца - сумасшедший темпера­мент. В глазах женщин это сочетание делало Феррера неотразимым. Его личная жизнь была полна страстей. Женитьба на скульпторше-истеричке, затем развод ради брака с голливудской сценаристкой, оказавшейся впоследствии огол­телой феминисткой. Снова развод. Возвращение к первой жене, которая уже через месяц застала его с какой-то старлеткой и попыталась отстоять свое грубо попранное женское достоинство, бро­сив в него зубилом. К моменту встречи с Одри Феррер как раз выпутывался из очередного бра­ка. Далее события развивались в бешеном тем­пе.



Не торгуясь, Мел заплатил супруге солидные отступные, нашел для Хепберн замечательную пьесу, сам выступил в роли антрепренера. Он ок­ружил ее теплотой, заботой и вниманием. Одри, которая уже привыкла выступать в роли единст­венной опоры семьи, вдруг снова почувствовала себя маленькой девочкой из далеких довоенных времен, когда с ними еще жил папа. Мел не да­рил дорогих подарков. Зато однажды привел двух черных пуделей по кличке Братья Гримм. «Пудели - отличные няньки для детей. У нас ведь будут дети, дорогая?» Почему бы и нет. В конце концов, на той фотографии, где Мел снят в дос­пехах короля Артура, он похож на принца.



Старая баронесса придерживалась иного мне­ния. Она прекрасно знала этот тип вертопрахов - к нему принадлежали оба ее мужа. Но все попытки Эллы поделиться с дочерью своим женским опытом оканчива­лись ссорами и бурными слезами Одри, за которыми следовал при­ступ астмы. И Мел увез актрису в Швейцарию, в местечко Толошеназ. Она жила там уединенно, под круглосуточным наблюдением врача. Пила теплое молоко, читала сказ­ки, в восемь часов вечера ложилась спать. Через месяц она согла­силась выйти за него замуж. Первый год супружества для обоих оказался тяжелым. Впрочем, как и все последующие. Одри мучило отсутствие детей - все ее беременности заканчивались выкидышами. Мел же больше беспокоился о своей творческой карьере, которая никак не складыва­лась. Роль мужа знаменитости глубоко уязвляла амбициозного Феррера. Он стал контролировать все шаги Одри. Интервью за нее писал сам, выби­рал для нее фильмы и заключал контракты. Чита­тели и журналисты утверждались во мнении, что эта очаровательная Хепберн и впрямь непрохо­димая дура. «У всего Нью-Йорка не сходят с язы­ка имена Одри Хепберн и Мела Феррера, чьи отношения носят не только романтиче­ский характер, но и зиж­дутся на деловом фундаменте, - писали газеты. Одри не дает интервью и не фотографируется без Мела и наобо­рот... Мел не отпускает ее от себя и на пять минут, а она же кажется  совершенно им очарованной». Вре­мя от времени Одри пыталась разу­верить репортеров в том, что Мел полностью подчинил ее себе. Но го­раздо больше ее беспокоили собст­венные неудачные беременности, и она старалась не обращать вни­мания на выходки супруга. Сла­ва - ничто в сравнении со стра­стным желанием иметь ребенка, пусть даже от Свинопаса. Желание сбылось. В  1960 году тридцатилетняя Одри родила сына Шона. К тому времени стало понятно, что Мел ошибся, пытаясь сделать карьеру при помощи Одри. А она уже не строила никаких ил­люзий в отношении него. Но чтобы решиться расстаться с Мелом, Одри понадобилось еще семь лет и потеря троих не рожденных детей. Мел так и не добился успеха, стал заводить ро­маны с молодыми актрисами. Он все чаще критиковал жену, но та уже не желала терпеть его выходки. Они договорились «пожить отдельно» - мысль об официальном разводе при­водила Одри в ужас. Она слишком хорошо помнила, что творилось с ней самой, когда из дома ушел отец. Но в 1968 году они все же развелись, и не в последнюю очередь потому, что Хепберн встретила новую любовь.

Продолжение следует.....

Легенды кино

Previous post Next post
Up