Фельдман предлагает провести письменный анализ ситуации, который должен дать понять, где ты сейчас находишься, то ли происходит с тобой сейчас, причинность событий, оценить в принципе хорошо или плохо то, что сейчас происходит, что доставляет удовольствие.
Анализ предполагает, что у нас есть некоторое видение желаемого результата, и, соответствено, мы можем соизмерить, насколько близки к тому, чего хотим.
К сожалению, я не логик (Наташа, научи быть логиком), а скорее руководствуюсь интуицией, потому и различных схем анализов в голове не держу. Схема, предложенная Фельдман, проста и содержательна, с ней не поспоришь.
Двойная петля обучения - так называется схема "выпутывания из заезженных ситуаций".
Суть: Любое действие имеет результат, который мы сравниваем с ожиданиями и делаем выводы: - если результат удовлетворил, значит данные действия причисляем к "best practice" и используем в дальнейшем в подобных ситуациях. - если результат "не тот", мы меняем действия и идем дальше. Это одинарная петля. Но одинарная петля чаще всего приводит к автоматизму в действиях, и как результат - "благими намерениями" на те же грабли. Ходим по кругу, по направлению вниз, до положения, когда даже "best practice" не работают.
Двойная петля - это борьба с состоянием дежавю, замена "best practice", корректировка целей. Основные вопросы анализа с позиции двойной петли: 1. А почему вообще это произошло? 2. Какие цели я преследую? 3. Что было для меня важно в тот момент?
Часто случается, что наши заявления о том, что мы намерены делать, не соответсвуют тому, что мы делаем в действительости. Настоящие изменения происходят, если мы анализируем более глубоко скрытые мотивы, цели и ценности, именно они являются силовыми полями, стимулирующими применения теории на практике.
Инструменты анализа: 1. Списки дел (конкретный список ежедневных дел, сделал/не сделал, какая тенденция); 2. Классический анализ дня (определяем критерии анализа, например, "человек дня", "радость дня", "событие дня", "настроение дня" и тд,, подводим итог дня по этим параметром, анализируем, ставим дальнейшие цели с учетом подведенных итогов, регулярно перечитываем записи, сравниваем намерение и результат) 3. Лайфмап
1. Какие ситуации в моей жизни имеют системный характер?
- Я тихо говорю: если есть проблема, сначала аккуратно о ней намекаю, чтобы человек обратил внимание; потом не намекаю, а говорю, тихо и мягко, чтобы человека не обидеть или не травмировать; жду результата. Если результата долго нет, то срабатывает формула E=MC2. - Непоследовательность. Но если в вопросах воспитания ребенка вопрос непоследовательности я для себя проработала, то в личном это все еще играет против меня. - Лояльность. Слишком лояльность. - Угасание интереса, если не подбрасывать дров (и в работе, и в личном). - Трагикомедия про вечное похудение.
2. Какие "best practice" у меня есть? Как часто я поступаю одинаково/ на автомате / не задумываясь?
- "best practice": внимательно слушать, быть хорошим другом, сохранять нейтральное общение после конфликтов, быть благодарной, хвалить, поощрять, полагаться на свои силы. - часто в вопросах вечерних ритуалов с ребенком, часто в вопросах общения с людьми (не слежу за логикой разговора в долгосрочной перспективе), часто не использую накопленный опыт, предпочитая "семь раз на одни грабли для лучшего закрепления эффекта".
3. Возьмите одну из жизненных ситуаций и попробоуйте разобрать ее с позиции "наблюдения второго порядка". Как бы вы могли поступить в ней иначе?
Задумалась и улыбнулась, потому что на первом месте по систематически повторяющемуся упрямому сценарию занимает тема...похудения.
В прошлом я, откормленный любимой бабушкой ребенок, чьи щеки удобно лежали на плечах, имела кучу комплексов на тему своего внешнего вида (хороший такой животик, ляшки, которые так любят бабушки, габаритная попа). Комплексы подкреплялись жестокими насмешками одноклассников и их же травлей.
В двенадцать лет решила ХУДЕТЬ, потому что: - комплексы; - подруги были худее; - мама худела, ездила к диетологу.
У мамы была красивая тетрадь, где от руки расписаны семь дней недели, когда какой бутерброд съедать, когда гречку без соли, когда яйцо. Я эту тетрадь листала и мечтала, что с каждой перелистаной страницей уходят мои лишние килограммы.
Дальше этого пролистывания тетради дело не заходило, я завтракала, обедала и полноценно ужинала, всегда заедала тарелку супа двумя булочками с сыром, забывала про спорт и дисциплину, вздыхала о несбывшихся мечтах.
Этот же сценарий повторялся и спустя много лет, когда я влилась в спортивную струю, жила в спортзале, занималась спортом по 5 раз в неделю, но никогда не могла изменить питание, потому что всегда перемена в питании означала ХУДЕТЬ, а худеть, значит мне 12 лет, мамина тетрадь и суп с булками.
1. А почему вообще это произошло?
Неправильно поставленные цели: нужно было не ХУДЕТЬ, а заниматься ЗДОРОВЬЕМ. Тогда никто не объясил, что красота издоровье это не синоним похудения и голодания.
2. Какие цели я преследую?
Моя цель - здоровый крепкий выносливый организм и дух (это сейчас). Но, годами произроставший в голове сорняк что здоровье это худоба, автоматически менял мою программу: я начинала худеть и одновременно упорно этому худению сопротивляться.
3. Что было для меня важно в тот момент?
Важно было чувствовать поддержку от близких (мамы), важно было получить от нее совет, помощь, участие в моей проблеме. Но, по разным обстоятельствам этого не происходило, в серьез мои намерения никто не воспринимал, потому было важно саму себя пожалеть. Как следствие: бедный ребенок, вчера не евший ужина, сегодня начинал день двойным завтраком.
Что вижу сейчас? Как минимум пять позиций, по которым до двойной петли не дошла, но дойти необходимо, сменив а) основные цели, б) подход и методы.
Что буду делать? Для выпутывания из заезженных ситуаций воспользуюсь классическим анализом дня. Параметры анализа: - ощущение дня - эмоция дня - мысль дня - человек дня
Дополнительный параметр -Дела, которыми горжусь
Результат, который обещает Фельдман: - Чувство осознанности дня - Объемный день с видимыми гранями - Причинно-следственные грани ситуаций