В книге рассматриваются проблемы каждого активного юзера=жителя интернета: 1. Потеря памяти. 2. Одиночество в сети и нехватка уединения. 3. Убийство культуры. 4. Несвобода, непокой и равнодушие.
[А что дальше?]Работая на основной работе, занимаясь охраной труда на нескольких предприятиях, параллельно сотрудничая с одним рижским брендом, который создает одежду для деловых женщин в элегантном и женственном ключе, проходя курс е-маркетинга на практике, большая часть моей реальности подвластна интернету. Телефон, планшет, компьютер - паразиты, от которых хотелось бы избавться, да не могу.
Я давно заметила за собой привычку по утрам первым делом проверять почту и мессенджер, живому общению в обеденных перерывах я предпочитала порцию картинок из инстаграма, чтению содержательной статьи по своим рабочим направлениям - диагональное пролистывание фейсбука.
Плюс ко всему, когда ты студент, который жертвует своей личной жизнью в пользу написания диплома, отдавая четыре часа сну, а все остальное время - погружению в специфические талмуды, параграфы, статьи, страницы, но при этом не помнит ни того, что написал два листа назад, ни того, что делал два дня назад, это наводит на мысль, что "чрезмерное увлечение образованием опасно для моего здоровья".
Но книга говорит о следующем: с учетом доступности информации, гуглизации рабочего и личного пространста, происходит замена памяти припоминанием. Абсолютная доступность поиска приводит к абсолютной амнезии. Можно ли найти более точное описание Google? «…средство не для памяти, а для припоминания». Настоящая память и магические трюки с припоминанием - это не одно и то же: каждое использование технологической памяти уменьшает способность хранить данные в голове.
Мне странно, что большая часть отношений сейчас строится через интернет. Создается впечатление, что телефон - это возлюбленная, требующая своего утреннего поцелуя. Мы влюбляемся через интернет, пишем морякам слезные письма с клятвами любить, глядя на неизменный аватар его профиля в социальных сетях, и теребя в голове собственноручно созданный и дополненный по своему усмотрению образ человека, который в реальности очень отличается от того, кого мы любим виртуально. Мы строим через интернет семьи, а на самом деле мы одиноки.
Проблемы реального общения так же ощутимы: реальность сурова, общаться бывает сложно, потому что в реальности помимо текста, есть человеческая энергетика, вербальное и невербальное общение, живые эмоции и многое другое, недоступное пользователям в сети. В какой-то степени все мы проживаем эмоциональную жизнь при помощи технологий. Мы срослись с нашими гаджетами именно потому, что наш мозг одержим страстью к общению, ежеминутным контактам, а новые технологии предлагают великолепные инструменты для удовлетворения этих устремлений.
Если, вдруг, мы устали от людей, то мы уходим в отшельничество, избегая встреч, но уйти от интернета невозможно: сообщения по электронном почте, в социальных сетях, скайп, вайбер, другие апликации..если они молчат, мы паникуем, и нет нам спасения, нет нам уединения. Но самое страшное, что без возможности побыть наедине с собой мы рискуем настолько поглупеть, что поверим, будто вещи (письмо от любимой, живое исполнение песни, человеческое лицо) значат меньше, чем цифровые образы.«Мы с нашим новым одиночеством поклоняемся неодушевленному предмету».
Не так давно, читая на Озоне рецензии к книгам, которыми я собиралась пополнить свою скромную библиотеку, я столкнулась с тем, что "желание говорить публично практически всегда превосходит наши знания о предмете": абсолютно любой пользователь, грамотный он или нет, пищущий от интереса или от скуки, может написать все, что он думает о заявленной книге. И этим рецензиям верят, на мнения этих рецензентов опираются. Но, если посмотреть, то практически каждая рецензия состоит из максимум 5-7 предложений и содержит восклицания "я так рад! мне так понравилось! Читал на одном дыхании!" и..все! В нашей жизни всегда было немало абсурда. Однако никогда прежде не придавалось такого серьезного значения пустой болтовне, в которую выливаются зачастую публичные обсуждения.
В последнее время я отказываюсь от интернета намеренно, и хотя бы раз в неделю провожу день без планшетов, компьютеров и телефонов. Хотя нет, телефон все-таки с собой беру - как средство связи с мамой и фотоаппарат в одном флаконе. По началу такие дни сопровождались приступами паники (боялась упустить важное событие в своей жизни), но затем я поняла, что опухшая голова и мозги все-таки имеют шанс на отдых и просветление.
Мне стало понятно, почему в моих планах на осень столько пунктов посвещено лесу, прогулкам, воздуху. Почему даже дизайн жж не так давно сменился с болота на лес: это медленными шагами я выбираюсь из интернетного болота, сопротивляясь развитию науки и техники, и плавно переключаюсь на реальный мир, запахи, звуки, треск веток под ногами, капли росы на ботинках, просто тишину.
Ценность уединения неосязаема независимо от того, является ли оно лишь погружением в воспоминания или физическим одиночеством. Но из такого уединения все же можно извлечь нечто - пусть и незаметное, но конкретное.
Одиночество заставит нас тянуться к людям, а толпа - к самим себе, и оба этих устремления послужат лекарствами друг от друга. Наше отвращение к толпе исцелится под воздействием одиночества, а скука от одиночества успешно вылечится в толпе.
Это полезная книга, привносящая элемент осознаности в нашу жизнь, уже на 95% проживаемую в выдуманной реальности.
=============== «Но разве здесь не все зеленое? » - спрашивает Дороти. «Не более чем во всех других городах, - отвечает Оз. - Но местные жители так долго носили зеленые очки, что большинство думают, будто это и в самом деле Изумрудный город».Когда мы надеваем зеленые очки, чтобы приукрасить реальность, мы всегда попадаем под влияние авторитетной власти и лишаемся части собственного зрения.