Nov 24, 2024 15:15
Некоторое время назад участвовала в обсуждении, почему "поколение ЕГЭ" за редким исключением не хочет, не может и не умеет думать, т.е. находить, например, решение проблемы, если готовых рецептов нет. Вот какое объяснение пришло мне в голову.
Нежелание думать проявляется ещё в школе и облекается в якобы глубокомысленную фразу "а где мне это в жизни пригодится?". Утрата понимания значимости образованности появилась в 90-е. Сейчас растёт, да уже и выросло поколение детей, воспитанных родителями, взрослевшими в 90-е - начале 2000-х. То есть родители сами учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, и детям своим подобную же философию привили. Тут ещё и пещерное, пардон за выражение, пиписькомерство примешивается: училка в школе за гроши пашет - значит, она лохушка, а вот я деньгу зашибаю, значит, круче меня только горы. Это мировоззрение главной героини басни Крылова "Свинья под дубом".
А ведь обучение в школе как раз и должно научить думать. Я как-то задала родителям учеников на собрании вопрос: "Как вы думаете, чему учатся дети на уроках?" На меня посмотрели как на идиотку, мол, ясно же: физике там, химии, истории... И сильно удивились, когда услышали, что дети в школе учатся пунктуальности, умению искать, обрабатывать и обдумывать информацию, добросовестности, умению доводить дело до конца. А в качестве бонуса получают знания по физике, химии, истории...
Нежелание/неспособность прогнозировать последствия, леность мысли и в советское время была очень многим присуща. Умение с умным видом создавать видимость работы не вчера появилось. В одном из своих очерков советский публицист Анатолий Аграновский писал примерно такие слова: словно корабли не в порт спешат, а пересечь параллель.
Форма вместо сути. Только раньше таких интеллектуальных лентяев бичевали хлёсткими фельетонами, а сейчас у них "тонкая душевная организация". Люди с особыми потребностями, ага.