Давно не писала, потому что с осени того года у нас все пошло как-то наперекосяк. Сначала проблемы в семье, потом к тому же я вышла на работу, потом вроде и занимались, но как-то не системно и под настроение. В общем, отправной точкой можно считать май - именно тогда нам сообщили в саду, что не видят смысла держать ребенка дольше и предлагают выпустить со всеми через год. То есть в 6,5 лет. Я серьезно задумалась и решила, пока ничего до конца не надумали на всякий случай посмотреть, насколько мой ребенок готов к школе. Чтобы если мы все таки и пойдем через год в школу, было время устранить все пробелы.
Я опущу эмоциональную и социальные сферы, развитие речи - это отдельный вопрос, сейчас хочу написать именно по готовности в плане чтения, письма и пр... Итак, по пунктам:
1. Чтение. Читал Илюха нормально. Лучше большинства знакомых детей, которые уже в этом году идут в первый класс. Наверное, благодаря тому, что даже когда остальные занятия мы забросили, чтение перед сном у нас оставалось всегда. Ну почти всегда))) Так вот, это меня настолько расслабило, что окунувшись в математику, прописи и остальное школьное, чтение мы почти забросили и на пару месяцев и к августу Илюха стал читать значительно хуже. Бросились срочно наверстывать - сейчас уже все снова замечательно.
2. Математика. Тут куча направлений конечно... Посмотрела, что делают дети на подготовке к школе и в мае я стала подсовывать Илюхе примеры на сложение в пределах 5 - шло со скрипом, очень и очень медленно, мне приходилось сидеть рядом и помогать считать и писать. Считать-то понял все довольно быстро, но записывать ответ... Я была в ужасе! Ребенок мой часто раскрашивает, что-то рисует, хоть и редко, но написать цифру 1 было громадной проблемой. Получалась как крыша у домика, как семерка, просто как палочка - он сопротивлялся и ныл, убеждая меня, что никогда и никто не сможет написать эту цифру. Я достала давно забытый поднос с манкой, мы изводили кучу листов бумаги и я снова и снова пыталась его приободрить, заинтересовать и научить... УУУУжас! С двойкой тоже мучились, но меньше. 3, 4,5,6,7 пошли довольно быстро, 8 не можем рисовать до сих пор, а 9 - как то даже еще не дошли. В общем, считать на сложение быстро и почти без ошибок начал примерно через пару недель. Когда я добавила примеры на вычитание - снова откат назад, путаница, страшная, прямо фобия какая-то знака "-". Решал по 5 примеров в день. Обычно я сидела рядом и помогала: "Илюш, посмотри внимательнее, какой знак? Значит что делать? А сколько надо отнять? Нет, ты уже не тот пример смотришь. Подожди, ответ писать надо сюда. Помнишь как пишется цифра 4? Да, правильно, только в другую сторону... Давай сотрем и напишем еще раз. Конечно получится, давай еще разок!"и т д и тп... В общем, к чему мы пришли за 3 месяца - решает примеры в пределах 8 по 11 штук за раз без ошибок на сложение и вычитание без меня. То есть я выдаю лист и иду заниматься своими делами, Илюха решает и зовет меня проверять. Все идет довольно легко и без напряга. Например сегодня он сам выбрал лист с примерами делать в первую очередь.
Задачи разные. Тут Илюха хорошо соображает, где что надо добавить, что убавить, что поделить... Без пальцев, в уме как-то это считает и выдает ответ. Я его много раз пытала, как он считает? Представляет картинку? или видит цифры? Улыбается и говорит, что просто знает ответ... Вот с теми же кроликами. Говорю ему: За забором спрятались кролики. Видно 8 лапок. Сколько у этих кроликов ушей? Задумался секунд на 10 и говорит: 4! Правильно, говорю, откуда знаешь? Просто знаю!
Клеточки и все что с ними связано. То же в июне для меня было огромным удивлением неспособность скопировать хоть самый простейший рисунок. Илья панически боялся и верещал, что не может, не умеет, не хочет даже пробовать... Мы по сто раз стирали, рисовали снова, я сидела рядом с карандашом и стеркой и хвалила за каждую правильную линию. Но их правильных было слишком мало, он рисовал как-будто наугад... Убрали все это сложное (Сложное! Тетрадь для прописей для 4-5 лет!!!) Начали с графических диктантов. Самых-самых простых - ни каких вам кошек, собак, домиков... Просто квадратик, змейка в 4-5 ходов и т д... Долго и монотонно, пока сам не перестал бояться и не попросил что-нибудь поинтереснее. Предложила поинтереснее - дело пошло еще быстрее. Стал сам просить новые задания, когда я спрашивала, чем будем заниматься сегодня. На данный момент перерисовывает по образцу уже довольно сложные фигуры, пишем графические диктанты до 35-40 пунктов, включая его любимые "наискоски", такие как "2 клеточки направо вверх" например))) В конце уже бывает устает и может немного накосячить, но редко. Нашла лист с тестированием Никиты, когда он поступал в первый класс - так там в задании графического диктанта очень простая собачка. В общем, тут Илюха справится.
Что лишнее, продолжить ряд, чего не хватает - все задания на логику решает нормально для уровня первого класса. Тут все мои каверзные проверки с целью найти пробел были безуспешны. Косячит иногда, конечно - но редко и больше по невнимательности. Нет такого, чего бы сам не исправил, если я скажу, что не правильно.
Письмо. Начали тренироваться писать всякие загогулины, буквы, цифры с того момента, как я увидела проблемы с написанием цифр. Как-то до этого я думала, что потихоньку проснется интерес к написанию букв, и он сам начнет что-нибудь писать, подписывать... но ждать уже особо времени нету, потихоньку пишем. Очень-очень медленно и со скрипом, буквально вчера мучились с печатной буквой "Д", но дело движется. Гора сама пришла к Магомету с кучей пособий и картинок, которые подписываем, вставляем недостающие буквы, расшифровываем слова, пишем их в правильном порядке...
Окружающий мир. Тут у нас еще путаница с месяцами, учим потихоньку. Времена года, части суток, дни недели, природные явления, родственные связи, адрес и прочее - знает хорошо. Животные, птицы, насекомые - делим по группам, убирает лишних, знает названия основных и даже чуть больше.
На счет школы все еще размышляем. И только я приду к определенным выводам, как появляется очередной аргумент за противоположную точку зрения. В начале сентября все-таки решила оставить Илюху в саду. Последним аргументом на весах стал диагноз нашего ортопеда - сколиоз. И это он еще в школу не пошел!!! Сделали курс массажа, уже месяц почти делаем утром комплекс упражнений, плюс танцы начались - сутулиться стал меньше. Племяшки пошли в школу - и я поняла, насколько обычная школа отличается от гимназии. Это там мы сидели по полтора часа за уроками в первом классе. А тут - все легко и просто, нагрузки в разы меньше... И опять закрались мысли - а может все таки в школу?