наши историки: Яков Михайлович Захер (Я.Михайлов)

Feb 08, 2022 17:15

22.10 ст.ст./03.11.1893, Миасс, Оренбургская губерния, - 14.03.1963, Петергоф, Ленинград
Текст статьи приведен с очень небольшими сокращениями, но без библиографии - полный текст и все ссылки смотрите тут.
Новая и Новейшая история,
1993, № 4. С.180-203
.

Отец будущего историка - Мендель Бейнусович Захер - происходил из г.Режицы (ныне Резекне, Латвия), счастливо попал в трехпроцентную квоту, установленную для евреев, желавших получить высшее образование, поступил в Горный институт и вышел из него инженером. Он был приглашен на работу на Миасский завод Оренбургской губернии (ныне г Миасс, Челябинской области). Однако ранее, чем отъехать к месту своей службы, Мендель Бейнусович посчитал нужным изменить свои имя и отчество: не без труда и хлопот он стал Михаилом Вениаминовичем, и жениться. Привлекательная внешность: красив, высок ростом, строен, хорошее воспитание, твердое жизненное положение, которое обеспечивал ему только что полученный диплом инженера, обеспечили успех и этого предприятия. Ольга Григорьевна Нашатырь, наделенная красотой, добрым сердцем, умом, быстро дала согласие на брак, как и ее родители. )

Великая французская революция, #боизаисторию, Советский Союз, #нашиисторики, бои за историю, #ВеликаяФранцузскаяРеволюция

Leave a comment

vive_liberta February 8 2022, 12:19:43 UTC
А теперь сопоставим число работ Захера, опубликованных за девятилетие (1921-1930 гг.) - их насчитывается 73 - включая и несколько книг, с количеством работ за восьмилетие (1931-1938 гг.) - их лишь девять и ни одной книги. В науку после скандальных дискуссий его «не пускали». Что же оставалось делать, как не отдаться полностью профессорской работе в педагогических институтах Ленинграда и Вологды, а с 1932 г. и в Новгородском педагогическом институте. К этому следует добавить, что его критик Зайдель, подвизавшийся в ЛОКА, принудил Захера читать лекции по истории Запада для партактива Ленинграда, что мешало ему уезжать в Вологду для педагогической работы в СКПИ. Мало того, 25 июня 1933 г. директор СКПИ А.К.Шишкин был уведомлен: «Проф. Захер не отказался от совместительства в других вузах, поэтому ему персональная ставка установлена быть не может». Шишкин телеграммой известил об этом Захера. Тот отвечал письмом: «К сожалению, вынужден отказаться от предложения почасовой оплаты и выражаю надежду, что наше расставание не будет длительным и что в будущем году в СКПИ будет большее количество часов по новой истории, я смогу взять их на себя». Но этой надежде не суждено было сбыться уже никогда. Хотя руководство СКПИ и очень дорожило профессором и добивалось от планфинсектора Наркомпроса РСФСР персональной ставки для него, из этого ничего не вышло. Директор держал Захера в штате еще несколько месяцев, но в 1935 г. приказом № 48 отчислил из состава преподавателей института.
У Захера возникла идея переработать свою объемистую книгу «Бешеные» с учетом «настоящего революционного периода» и попытаться защитить ее в качестве докторской диссертации на кафедре новой истории. Ею руководил профессор А.И.Молок. Взаимоотношения между ними были сложными, хотя знали они друг друга давно. В начале 1929 г., когда Захер вышел из ВКП(б) и отказался выступить против Тарле, Молок резко порвал с ним. Позже, когда Захер написал несколько покаянных писем в разные инстанции и выступил публично с признанием своих «ошибок», Молок пошел на сближение с ним. Теперь же они дружили не только лично, но и семьями. Летнее отпускное время проводили семьями в Крыму. Часто встречались и отдыхали на дачах под Ленинградом. Как-то, гуляя вместе с Молоком, Захер заговорил о своем намерении публично защитить диссертацию «Бешеные» в качестве докторской. Молок с готовностью поддержал намерение своего коллеги, но предложил другой путь: обсудить диссертацию на кафедре, принять решение и документы направить в Наркомпрос РСФСР, т.е. уйти от процедуры публичной защиты, грозившей по политическим мотивам закончиться скандалом.

Reply


Leave a comment

Up