Одна совсем недавняя новость заставила меня и всю мою большую семью хохотать до слез. Мы родились и выросли в Казахстане, и потому описанные на
http://lenta.ru/news/2015/11/20/tekes/ события нам не просто близки по своим движущим мотивам, но и, честно сказать, вполне оправданы в наших глазах…
В связи с этим моя мама в очередной раз вспомнила историю про то, как генетика и любовь к хорошо приготовленному мясу родила национализм…
Дело было в далекие советские 80-е, в Караганде. Как-то раз главный нейрохирург области, крупный полнотелый казах с крутым нравом (что часто встречается среди хирургов различных профилей и, видимо, обусловлено самим характером профессии), подкрепленным весьма основательным образованием в академии им. Бурденко и природным талантом, но с великолепным чувством юмора, спасавшим его от капризов чиновников, пациентов и собственной жены, зашел в ординаторскую неврологического отделения, еле сдерживаясь от хохота.
«Ну, что еще случилось, Хангерей Абулхаирович?», - не скрывая любопытства вопрошали его коллеги. Они прекрасно знали, что он всегда полон неожиданных и самых смешных историй.
Загадочно обведя присутствовавших своими красивыми восточными глазами с поволокой, скрывавшими блеск за очками с сильными диоптриями, тот поведал следующее:
Вчера их с женой вызвал к себе директор детсада, в который тогда ходил их младший четырехлетний сын, Батырхан. Жена, зная строптивый нрав собственного отпрыска и его склонность к неожиданным выходкам («Ну конечно, а в кого ему быть - каков отец, таков и сын!»), наотрез отказалась от тягостной обязанности нанесения визита главе воспитательного учреждения. Дежурств у отца-хирурга не было, срочных вызовов тоже. Таким образом, само-собой получилось, что к директору отправился отец.
Он ожидал услышать очередную историю про очередное хулиганство собственной биологической копии - Батырка, действительно, был словно идеальным клоном отца, такой же плотный, коренастый, с развитой мускулатурой и с абсолютно таким же взглядом на жизнь. Как выяснилось позже в этой истории, эта схожесть взглядов простиралась на самое сокровенное, что есть у казаха - на еду…
Да, отец был готов ко всему, от поджога шкафчиков до приклеивания воспитательницы к стулу. Но только не к тому, что поведала ему директрисса заведения, строгая сухощавая дама. От которой главный нейрохирург области узнал следующее:
В день, предшествовавший описываемому, на обед в младшей группе, которую посещал Батырка, давали мясные котлеты с пшенной кашей. Батырка съел 2 свои котлетки, посидел немного, отпил компоту из пластикового стаканчика, еще посидел, озираясь по сторонам и, словно, что-то напряженно обдумывая… Затем он посмотрел на своего соседа, Юрку, который был хлипким, тщедушным мальчиком, с вечно хлюпавшим носом, понаблюдал, как тот вяло ковыряет первую котлетку, и, глубоко вздохнув, решительным жестом взял нетронутую Юркой котлетку своими пухлыми пальчиками и переложил на свою тарелку… Юрка, уважавший Батырку и не смевший и пикнуть против него, ничего не сказал, только глаза его стали наполняться слезами, и он совсем уткнулся носом в остывшую унылую пшенку.
Разделавшись с трофеем, Батырка, очевидно, все еще испытывая чувство голода (мозг, как известно, запаздывает с аналитикой сигналов), стал вновь оглядываться вокруг. Теперь уже со вполне четкими и конкретными намерениями.
Как возмущенно и даже где-то патетически рассказывала директрисса, «Ваш сын, уважаемый Хангерей Абулхаирович, в течение 10 минут опустошил тарелки всех (!) своих согруппников! Причем, он отбирал у тех исключительно котлеты, не проявляя никакого интереса к пшенной каше»… Хулиганистый сын нейрохирурга обходил по очереди все столики и методично забирал с тарелок ребятни все оставшиеся и не успевшие попасть в их рты котлетки.
При этих словах нейрохирург уже не мог сдерживать хохота и сквозь смех и слезы, лившиеся у него из-под запотевших очков, простонал: «А когда кто-то из особо смелых детишек спросил у моего Батырки, почему он отбирает них котлетки, тот ответил, что «Вы все - русские, и поэтому мясо вам не нужно, а я - казах. Мне нужно мнооооого мяса»…
На этом месте все присутствовавшие в небольшой ординаторской уже просто сгибались от хохота и стонали… Потому что вспомнили недавние возмущения нейрохирурга в связи с попытками его супруги разнообразить семейный стол. Она изощрялась в кулинарных изысках, подавая своим мужчинам то котлетки по-киевски, то пирожки с мясом, то мясной рулет с вкраплениями яиц и всяческим пряностей - в наивной надежде ублажить мужа и двух сыновей. И в какой-то момент терпение мужиков лопнуло, а нейрохирург высказал своей дражайшей супруге все, что накипело: «На кой *** нам твои катлетки-матлетки?! Чего ты изощряешься и продукты изводишь??? Нет, чтобы взять просто баранью ногу, казы-карта-шужук (разновидности конской домашней колбасы) и просто отварить их с луком, лавровым листом и перцем-горошек! И все, больше ничего нам не нужно. Хватит всю семью терроризировать своими экспериментами - мы не подопытные кролики!»
После чего жена удалилась с плачем в супружескую спальню, и семейному миру некоторое, скажем честно, непродолжительное время угрожало неспокойствие. С возвращением на их семейный стол традиционной казахской мясной пищи все устроилось. Однако, как это было ясно нейрохирургу в кабинете директриссы, последствия все же были…
Но не тот человек был наш нейрохирург, чтобы позволить какому-то чиновнику прижать себя к стенке. На вопрос директриссы «Ну, что Вы обо всем этом думаете?», оскорбленный отец маленького мясоеда проявил чудо иезуитской логики и достойно отпарировал: «Нет, это я должен у Вас спросить, что Вы об этом думаете?» - возмущенно начал нейрохирург. «Это Вы мне должны объяснить, почему в заведении, руководимом Вами, дети остаются голодными. Потому что тот факт, что мой маленький сын никак не мог наесться вашими пресловутыми котлетками, говорит о многом. В частности, о качестве той пищи, которую Вы и Ваш персонал подаете на столы детям. Я поставлю в известность соответствующие санитарно-гигиенические службы нашего облздрава и, вполне допускаю, что выяснится много интересного в ходе инспекции в Вашем учреждении! И никогда не смейте намекать на какой-то там национализм моего сына»…
Как не трудно догадаться, результатом этой «разборки» было резкое увеличение мясных порций персонально сыну нейрохирурга. Отныне, если всем детишкам в группе на тарелки накладывали по 2 котлетки, Батырка наслаждался горкой из 4-5 котлеток. И никогда с тех пор ему не отказывали в добавке…
****************************************************************************
Поэтому, с учетом всех нюансов вышеизложенной истории, мы проявляем сочувствие и понимание, а также всегда готовы поддержать словами «Ойбай, айналайн, карын аштын гой!» любому казаху, ведомому в своих жизненных приключениях неистребимой и самой что ни на есть чистой и незапятнанной любовью к хорошему мясу. Желательно, молодому барашку. И совсем замечательно, с гарниром в виде казы-карта-шужук…
На немецких русскоязычных каналах регулярно появляются рекламы кумыса, бешбармачной лапши и конских колбас. Даже «казахские» немцы, рожденные и взращённые в Казахстане, после эмиграции в Дойчляндию не в состоянии (да и не испытывают желания) избавиться от столь мощного импринтинга - сочного барашка с лапшой под исключительно казахского изобретения соусом «туздык»…