Про наказания в нашем доме

Jan 15, 2014 19:38

Originally posted by agent_marge at Про наказания в нашем доме
Сразу оговорюсь: я не психолог и понятия не имею, как исправлять запущенные случаи или как воспитывать трудного ребенка. Я знаю, как выстраивать хорошие отношения с нуля.

Когда Габриэль только родился, мы с Полом поставили перед собой такую цель: мы сделаем все, что от нас зависит, для того, чтобы у нас сохранялось чувство нежнейшей семейственности и взаимной поддержки. Мы решили, что у нашего ребенка будет счастливое детство и что он не будет тратить свою жизненную энергию на преодоление комплексов и психологических травм. Ковбой решил - ковбой сделал.

Про ребенка: он у нас сангвиник, от природы стеснительный, но в комфортной ситуации быстро раскрепощается. Дружит с ребятами из класса, причем и с мальчиками, и с девочками. Учится на отлично (но это папина заслуга, который с ним постоянно занимается).

Всегда ли он нас слушается? Нет.
Бывают ли у него обычные детские истерики с криками и швырянием вещей на пол? Бывают.
Случается ли, что он в пылу гнева говорит совсем не то, что надо? Случается.

И тем не менее все ситуации разруливаются без наказаний. Делается это так:

Пункт первый (и самый важный): Родительский авторитет

Дело в том, что родители часто путают авторитарность и авторитет. Авторитарность - это когда папа орет: "Делай, как я сказал, а то налуплю!" Ребенок боится, делает, что велено, но при этом папины акции падают ниже плинтуса. Из сильного и мудрого вожака, он превращается в придурка, с которым невозможно договориться.

А авторитет базируется на доверии. Т.е. ребенок должен знать, что родители всегда на его стороне и никогда, ни при каких условиях не причинят ему зла. Быть на стороне ребенка - это не значит закрывать глаза на все его неблаговидные поступки. Это значит помогать ему выходить из кризисных ситуаций без потерь, но с очевидной пользой.

Приведу пример: мне было лет 6 или 7. Папа спал и я - сама не знаю зачем - украла у него из кошелька 25 рублей (по тем временам это были очень существенные деньги). Папа обнаружил пропажу и вызвал меня на ковер. На меня не кричали, меня никак не наказали. Просто папа смотрел на меня такими глазами, что я была готова провалиться сквозь землю от стыда. Он объяснил мне в понятных терминах, что такое воровство и почему это оскорбительно в первую очередь для меня самой.  Разговор длился минут пять, не больше. А потом папа сказал: "Иди, пожалуйста, в свою комнату. Мне надо успокоиться".

Впоследствии папа наломал немало дров: мы с ним бурно ссорились, но я совершенно не помню, о чем шла речь. А вот тот случай - когда со мной поговорили тихим голосом и объяснили, почему нельзя воровать, - запомнился на всю жизнь. Нельзя - потому что папа очень высокого мнения обо мне, потому что я роняю свое достоинство, потому что ему приходится успокаиваться после этого. У 6-7-летнего ребенка пролетают мимо ушей все нотации о праве собственности и чувствах других людей. Увы, дети в этом возрасте - жуткие эгоисты и считают себя пупом земли. А вот когда речь идет о них самих, они все понимают.

Когда родитель понимает, что творится в голове у малолетнего балбеса, и знает, как до него достучаться, то никакие наказания вообще не нужны. Он просто разговаривает в понятных ребенку терминах, и не запугивает, а объясняет, что для него выгодно, а что нет. И когда ребенок чувствует, что он может прийти к папе с мамой вообще с любой проблемой, и его не будут стыдить, а помогут разобраться в себе и в окружающем мире, авторитет родителей вырастает до небес.
Пункт второй: Мутация наказания

Наказывая физически или унижая морально, родители учат ребенка решать конфликты с помощью насилия. Наш мир жесток именно потому, что миллионы мальчиков и девочек были биты, унижены и подавлены. Они не умеют прислушиваться к ближним, они предпочитают добиваться своего с помощью криков и угроз. На выходе получаются абсолютно глухие в эмоциональном плане мужчины и нервные, не умеющие любить и дружить женщины.

Вычеркнуть свое прошлое невозможно, но зато можно не перетаскивать ошибки своих предков в будущее. Но для этого, конечно, требуется приложить массу усилий. В первую очередь необходимы хотя бы базовые знания по детской психологии. Книжек на эту тему - тьма, так что желающие всегда смогут поднять свои отношения с детьми на новый уровень.

Что мы делаем, когда ребенок ведет себя так, что у мамы взрывается мозг (у папы обычно ничего не взрывается - ему повезло с темпераментом).

* Даем ребенку проораться. "Хочешь кричать - кричи. Вот тебе специальная подушка - пугай ее".
Дети не умеют подавлять свой стресс - им надо пошуметь, чтобы успокоиться.

* Даем ребенку время: "Ты пока можешь сердиться. Я приду через 10 минут и проверю, готов ты говорить по-нормальному или не готов". 10 минут для ребенка - это вечность. С одной стороны мы ему показываем, что криком вообще ничего добиться невозможно, так он только отпугивает от себя близких людей. Но в то же время мы даем понять, что связь между нами не нарушена, мы его не отвергаем и обязательно вернемся.

* Если ребенок истерит совсем уж зверски, я достаю телефон и снимаю его на видеокамеру. Молча. Без комментариев. А потом даю ему посмотреть и стереть видео.

* Если ребенок начинает доставать родителей, например, ноет в магазине "Ну купи-и-и-и!" или наоборот принимается стонать в машине "Не хочу в магазин - хочу домой!",  мы останавливаемся и ждем, когда "нылка выключится". Паркуемся на обочине, поворачиваемся к ребенку и спокойным голосом объясняем, что мы не двинемся дальше, пока нытье не прекратится. Работает, как часы.

* Если ребенок не хочет учить уроки, значит, у него просто перегруз и ему надо добавить в процесс немного веселухи. В первом классе мы с сыном забирались в ванную (без воды) и учили уроки там. Или забирались под стол, или накрывались с головой одеялом и брали фонарик.

* Если ребенок ленится делать то, что положено, например, не заправляет постель, то мы терпеливо стоим и ждем, пока заправит. Опаздываем в школу? ОК. Приедем и объясним учительнице, в чем дело. "Я опаздал, потому что потратил 20 минут на то, чтобы накрыть покрывалом кровать". У нас до этого еще ни разу не доходило. 5 минут на размышления всегда хватало.

* Если ребенок откровенно дурит, например, отказывается учить русский (а он это дело не любит, т.к. английски-то ему дается легко, а по-русски он только по слогам читает), то я тяжко вздыхаю и говорю, что если он не хочет заниматься дома на диване, значит, мы с ним идем учиться в гараж, в машину.

Тут фишка-то в том, что родитель сам определяет, что есть страшное наказание. Все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в это. Учиться в ванной - смешно, а учиться в машине - страшно. Хотя какая разница?

Как разрешать конфликты с ровесниками, я понятия не имею, потому что мы с этим не сталкивались. У нас весь класс такой - воспитанный вне культуры насилия. Дети просто не мучают друг друга. Был случай, когда мальчик Роберт пытался дразнить моего сына, но мы ему объяснили, что происходит и научили, как быть:

Попытки повысить свой авторитет за счет других - это инстинкт. Спроси Роберта - и он ни в жизни не сможет объяснить, зачем он говорил гадости. Но если Роберту сказать максимально низким и уверенным голосом: "Прекрати!" то он отступит. Это тоже инстинкт - отступать перед тем, кто говорит медленно и солидно. Это признак внутренней силы. И все разрешилось удачно.

kids, advice, parenting

Previous post Next post
Up