Образ психолога

Nov 29, 2017 04:00

Вересаева читаю.....
Так же относились и к врачам: мол пишет, светит огонечком, дает мерзкое пойло -
учиться ЭТОЙ ЕРУНДЕ в университете????? Тоже было непонятно.

Из разговоров с коллегами

В лентах коллеги всяко обсуждают свежиспечённый сериал "Психологини". Кто-то ругается - дескать, дискредитация и профананация, кто-то хихикает - мол, именно такими мы массовому сознанию и видимся.
Я сериал не смотрю - мне, честно, не интересно, у меня в анамнезе стаж работы на ТВ и вынесенное оттуда чёткое представление о том, что сделать правдиво и "живенько" одновременно, это высший пилотаж и огромный труд, на который способен даже не каждый тысячный - поэтому речь будет не о нём. А о видимости в массовом сознании.

В массовом сознании образ психолога, как правило, гуляет где-то в диапазоне между феей-крёстной, раздающей платья, кареты и принцев - и чудовищем вида ужасного, которое схватило клиента несчастного, ну и дальше всё плохо. С вроде бы, нелогичным - но весьма популярным зигзагом в образ подружки-собутыльника - только без дружбы и без бутылки.

В общем, либо идеализация/демонизация - либо обесценивание, ничего нового в плане проекций в неизвестное психика человеческая за крайние пару тысячелетий не породила.

И, пожалуй, эти стадии проходит в своей профессиональной жизни каждый психолог - и грандиозные надежды спасти мир, осчастливить человечество, и депрессивное отчаяние от череды встреч с тем, что "мир оказался прочней", насильно в рай не тянут, и большая часть тех, кому вот прям надо-надо бы лечить голову, лечить её не пойдёт, занимая время и силы своей жизни поисками другого глобуса.

Помнится, на исходе второго года обучения в нашей гештальт-группе стали всё чаще звучать вопросы типа "как объяснить человеку, что ему нужна терапия?". Мне к тому времени уже было понятно, что - никак, о нулевой эффективности принудительной психотерапии я тогда ещё не читала, но людская вера в ошибочность мироустройства, а не собственного мировоззрения уже успела со мной встретиться - и невозможность убедить других в этом "никак" тоже была печально понятна.

Хороший специалист, пройдя через эти две крайние точки - грандиозности и отчаяния - со временем находит опытным путём здравую середину. Определяясь со "своей" тематикой, целевой аудиторией и границами возможностей. Работая с теми, у кого достаточно критического отношения к самоё себе для того, чтобы изменения в этом себе стали возможны - оставляя прочих их собстенной судьбе.
Если не проходит и не находит - то становится либо псевдо-специалистом, либо идёт заниматься чем-нибудь другим.

Хороший пси-специалист отличается от псевдо-психолога тремя вещами.

Во-первых, у него есть теоретические знания. Много разных теоретических знаний. В том числе, и современных, периода 21 века, в котором существуют нейро-психология и нейро-психиатрия - а не только архаики из серии "а что б сказал об этом Фрейд?". Потому что большая часть этой архаики в нынешних реалиях годится лишь для вузовского курса "История психологии".
Отцы-основатели были, конечно, отцами и основателями, им можно ставить памятник за одни лишь заложенные ими основы науки о психических процессах - но после них были ещё много кто, и наука эта уже успела уйти далеко от изначальных концепций и гипотез.

Во-вторых, у хорошего специалиста есть опыт. Много разного опыта приложения теории к практике. Удачного - поддерживающего и укрепляющего профессионализм, и неудачного - показывающего пробелы в знаниях-умениях-навыках и побуждающего учиться дальше - и, тем самым, также поддерживающего и укрепляющего.
Франкл, помнится, писал, что каждое поколение решает свои актуальные проблемы - и для каждого поколения нужна своя терапия; а кто-то другой из великих и мудрых, кажется, Бьюдженталь, утверждал, что свою, отдельную, непохожую на все прочие, терапию приходится создавать заново для каждого клиента.

В-третьих, хороший пси-специалист хорошо знает себя. И умеет быть с собой честным - скажем так - больше, чем это происходит в среднем по больнице.
Хорошее знание себя - это вообще основа основ, ключ к эффективности жизни и работы, поэтому вся терапия, собственно, это - про знание себя.

И, по совокупности этих факторов, именно хорошие специалисты-психологи - такая вот ирония судьбы - вносят, сами того не желая, весомый вклад в создание ан-масс того самого идеализированно-демонизированного образа.

Хороший психолог понимает про другого гораздо больше, чем тот сам про себя понимает. Если не первого взгляда - то через несколько минут беседы. Это - правда.
Это ровно такая же правда, как то, что хороший автомеханик по звуку двигателя способен рассказать всё о состоянии увиденного им в первый раз автомобиля, а хороший парикмахер с одного взгляда на чужую причёску определяет, когда обладатель причёски крайний раз посещал его коллегу и какого ценового уровня был салон. Это - нормальная и неотъемлемая составляющая часть любого мастерства.

Каждый раз когда врач в ветклинике делает моим собакам внутривенный укол, просто зажав эту вену предварительно пальчиком, я восхищённо-возмущённо выдыхаю: "Вика, но - как??? Как вы это делаете?!! Я лошади в вену попадаю с третьей попытки и через мать твою - а тут раз, и всё, как такое возможно?".
"It is magic, - смеётся Вика. - Это волшебство. На самом деле, опыт и практика, ничего больше".

Опыт и практика.
Знание того, о чём другие не знают.
Просто потому что у них другая профессия.
А со стороны вполне может выглядеть магией, да.
Или ерундой - это уж у кого какие проекции.
Метки:
психологическая грамотность

https://lual.livejournal.com/469821.html

therapy, information, psy technics

Previous post Next post
Up