РОЗГА ДЛЯ МОЗГА
Снова о боли, о страдании: нужно ли?
Неизбежно ли? Надо ли заставлять ребенка страдать,
чтобы научить жить?
Постоянный, сквозной вопрос, прямой или разумеемый, множества обращений ко мне, например,
вот здесь.
Родительских в немалом числе. О детях - с младенчества и чуть не до старости: надо ли их заставлять страдать, чтобы научить уму-разуму? Надо ли чадам нашим обязательно мучиться, чтобы научиться жить? - заранее, профилактически мучиться болями в животике, режущимися зубками, освоением житейских правил, детсадом, прививками, школьной учебой, всяческой воспитательской муштрой, занудством и скукой, агрессивностью и жестокостью сверстников?
- да еще и сама жизнь, собственная, со всеми глупостями, ошибками, болезнями, конфликтами, драками, травмами, лишениями, неустройствами, разочарованиями, предательствами, со всей невезухой - чтобы наддала как следует, и вот тогда...
Или можно обойтись и без этого?.. Должен ли родитель (потом жена, муж, потом собственное выросшее потомство) только оберегать, защищать, щадить, жалеть, облегчать, обезболивать, способствовать, помогать, ублажать? Или по Библии: любишь сына - не жалей розги? Должен ли учитель работать только на позитиве: заинтересовывать, увлекать, вовлекать, очаровывать - или быть властным, строгим, грозным, наводить трепет и не жалеть двоек? А врач... А художник, писатель... А руководитель, а власть...
Корневой вопрос воспитания - ковырнул его, сколько смог, в "Нестандартном Ребенке":
глава "Баланс. О наказании".
Огромный вопрос, всечеловеческий, всежизненный, всеприродный. Нужна ли боль, обязательна ли? Страдания, муки - необходимы? Печаль, тоска, жуть, кошмары, горе, отчаяние - быть должны, вменены нам во вразумление, закаляют, стимулируют развитие, непреложны? Ад земной - conditio sine qua non - то, без чего нельзя? Или можно без, но в некоторых случаях... Или есть возможность совсем без? Или ни в коем случае без ада нельзя, ну никак?
С какой-то поры догадался, что нужно этот вопрос обращать к себе, и вот тогда... Вот тогда уж точно правильного ответа не будет, и это будет ответом.
Послушаем Матушку Природу.
- Ребята, я была бы рада блаженством вас поить без ада - не получается никак, покуда в мире есть дурак. Вы жертвы глупости от детства до старости, из рода в род. От дури никуда не деться, наследственность свое берет - вы у меня еще сырые, еще не укрепилась кость: как ни пошлю свои дары я, выходит всмятку, вкривь и вкось. Как ни стараюсь, как ни тужусь: где радость, там таится ужас, где счастье, там за ним беда, где польза - максимум вреда.
Что означает жизнь без боли? Не нужно ни ума, ни воли. Что может в одиночку рай? - нажрись, ложись да помирай, и поминай как звали. Глупо. Не угощения для трупов во тьме времен готовлю я, а путь к вершинам бытия, к бессмертным Братьям Боголюдям прокладываю сквозь века. Поход суров, безмерно труден - для подлеца и дурака он звук пустой, для деток - сказка. Но муки утоляет ласка - бальзам для истомленных душ, для чудиков, несущих чушь, и через сонмы поколений проносит одинокий гений послание с той высоты, где можешь оказаться ты.
Под вечной звездной круговертью вся тварь земная до сих пор от глупости лечилась смертью: палач - естественный отбор. Лишь вы, хитрюги-человеки, сквозь темную земную твердь пробились, как живые реки, в пространство, где не властна смерть, - но растерялись в нем, как дети, проснувшиеся на рассвете под голым небом. Велики на вечность шансы, только надо не улепетывать из ада, как ваши предки дураки, а изучать весь мир с любовью, на пользу общему здоровью. Секрет успеха прост весьма, вопрос лишь, хватит ли ума им пользоваться.
Не умеешь - научим, не хочешь - заставим
Матушка Природа дала ответ правильный, на то она и Природа. Резюмируем скучной научной прозой. Биомеханизм отрицательной обратной связи, на человеческом языке неудовольствие, боль, страдание, мучение, страх, ужас, кошмар, отчаяние и т.д., обобщенно - ад - анатомо-физиологически встроен во все живые существа, в их тела и мозги, с целью единственнной - для выживания и неограниченного продолжения рода, в пределе - для вечной жизни. Вместе с биомеханизмом положительной обратной связи - удовольствием, наслаждением, блаженством и т.д., обобщенно раем, который тоже анатомо-физиологически вмонтирован в тело и мозг, образует двуполюсную систему физиопсихических мотиваций: побуждений к целесообразному (когда как...) поведению.
В природе как в армии: не умеешь - научим, не хочешь - заставим, не заставим - пеняй на себя. Хочешь выжить - будь в жесткой зависимости, подчинись вынуждающей необходимости. Выжить не хочешь? - заставим и захотеть, вынудим, встроим в тебя такую хотелку, что мало не покажется, сделаем биороботом. И делают - с почти стопроцентным успехом природа, с переменным армия и вся жизнь.
Страдать никому НЕ НАДО - страдать ПРИХОДИТСЯ, приходится всем живым существам и человеку с избытком, покуда вид Homo Sapiens - Человек Разумный не оправдает свое название. Миллионы, миллиарды лет главным и спасительным двигателем развития жизни и человека была вынужденность. Так по сей день, и так будет впредь, покуда не заработает свободное, предвидящее, всесвязующее сознание.
Что такое "научиться жить"?
Теперь задам я свои неправильные вопросы и сообщу вам неправильные ответы на них, мои в том числе.
Научить жить, говорите, жить научиться, - ну а чему, собственно, научить, конкретно, чему научиться? Есть, пить, спать? Какать и писать в унитаз, а не в штаны? Самостоятельно вытирать попу? Ходить? Говорить? Одеваться? Готовить еду? Мыть посуду? Общаться? Располагать к себе людей? Квалифицированно заниматься сексом? Зарабатывать? Обтяпывать делишки? Хочешь жить, умей вертеться?.. Стойко переносить лишения, испытания, падать и подниматься? Болеть и выздоравливать? Вообще не болеть? А стрелять? А стареть? А умирать? А любить? А смеяться?.. Слишком много чему?..
Хорошо, облегчим вопрос: в чем конечный, общий, итоговый результат научения жизни состоять должен, в чем цель и смысл?
Многоголосый хор умников (гедонистов, сибаритов и бонвиванов, условно обобщим, райцев, включая и любителей утешительно выпить типа Хайама), с седой древности и поныне: научить(ся) жить так надо, чтоб как не бывало ада. Чтобы был покой и рай - чего хочешь выбирай. Чтобы плохо - прочь ушло, чтобы было хорошо. Желательно и тебе, и другим. Ну хотя бы мне.
Умник-минималист: чтобы выносимо было хотя бы.
Хор других умников (условно адиков, трезвенников, стоиков, спартанцев, аскетов) тоже старинный, на разные голоса: Чтобы жить было не мучительно, а выносимо, иногда даже и хорошо - привыкай к аду, к его неизбежности. Считай ад полезным и благодетельным, принимай, приветствуй и возлюби, хоть задним числом, ностальгически, что случается, заметим, не столь уж редко: "что пройдет, то будет мило".
Чтобы не мучиться, мучиться посильней, закаляться как сталь, чем хуже, тем лучше?..
Умники посуровее, адики-экстремалы, авторитарные, категоричные, не склонные к шуткам, в крайних вариантах садисты, мазохисты и параноики, усиливаются и насаждать ад, взращивать, умножать, тиражировать, творчески совершенствовать, ад-дейты производить. Смысл - подготовка к жизни. Чтобы медом не казалась. Чтобы личностный рост происходил. На благо общества, человечества, души ближнего, дальнего и своей - духовное возрастание с наградой на небесах. Идейное обоснование тупой холодной жестокости, безрадостной скудости жития: научить(ся) жить надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы... Особое внимание обратим на слово "мучительно".
Партия рая и партия ада - по полюсам единого мотивационного механизма.
Спросите, к какой партии причисляет себя ваш покорный слуга? Попробую определиться: центрист-эквилибрист, мигрирую от полюса к полюсу. В душе раец, хайамщик с детства, но жизнь заставила...
Страдания свои благодари.
Вокруг себя внимательно смотри.
Вон - видишь? Дуб в ненастье обломился,
а малый кустик вырос раза в три.
Написано, как легко догадаться, в состоянии невыносимой душевной боли. И автору помогло, и немалочисленным читателям.
Вывод?
"Что меня не убьет - сделает сильнее"?
Геройское заявление, но не факт. Уточняю: не стопроцентный факт. Не для всех малых кустиков и больших дубов. И смотря как не убьет - не убьет, да так покалечит, что призадумаешься, не стоит ли еще раз родиться.
Козлу понятно: никто не проживет жизнь без ушиба, ни обо что не ударившись. Но НАДО ли ушибаться? Да нет, не надо. Стопроцентно не надо. Просто тупо нереально никогда не ушибиться ни обо что и ни об кого. Это может быть и полезно, и закалительно, и вразумительно, даже если ушиб перешибет позвоночник, лишь бы только башку не снес. Если страдание не превысит предела физической и психической переносимости, а главное, если осмыслится, все окей, НО!! -
неизбежность не есть обязательность - беспредельно важный, решающий смысловой нюанс. Сама смерть - неизбежна, но вовсе не обязательна. Никто и ничто не может вменить нам ее, как и боль всяческую, в обязанность, кроме нас самих.
Все живое жаждет бессмертия и бесконечного счастья, и оно право, и к тому движется божественным светлым разумом, тысячелетиями, с упорством, достойным, быть может, лучшего применения, впрыскиваемым в темные человеческие мозги.
Вернемся к нашим детишкам
Мамы, папы, учителя, воспитатели, тренеры спорта и жизни, слышите? Для воспитания и развития ребенка страдания совершенно не обязательны. Они для него ужасны. Они грабительски, бандитски, садистски отнимают у него бесконечно драгоценное время и так-то коротенького безмятежного, чистого детского счастья, детских невозвратимых радостей.
Детство нежно и хрупко, ранимо и беззащитно. Сильные продолжительные страдания, опасные и для взрослого, для ребенка опасны вдесятеро и стократ. Опасны для здоровья. Опасны для развития. Опасны для жизни, которая впереди. Опасны для будущих детей ребенка - и дальше, и дальше...
Сложность детского страдания в том, что оно мало доступно измерительной оценке - у взрослого тоже, а у ребенка особенно. Кроме плача, крика, выражения лица и, если уже говорит, очень немногими и несоответственными словами, - ребенку больше нечем сообщить о своем страдании и его степени.
И плач, и слова, и все поведение может быть несоразмерно силе страдания в обе стороны - как преувеличения, так и преуменьшения. Ревмя реветь и биться в истерике маленький человек может из-за пустяка и моментально успокоиться, а сильнейшие страдания, опасные до смертельности, могут оставаться почти невидимыми и неслышимыми. К страданиям детства мы, бывшие дети с задубелыми душами, самоуверенно тупы, слепы и глухи - посему лучше перебдеть, чем недобдеть.
Родители, воспитатели - включайте на полную мощность глаза и уши, мозги и души. Тысячу раз повторю: если подготовка к жизни отнимает слишком много жизни, то нафиг такую подготовку.
Еще про "не хочешь - заставим":
почему дитя не работает и не учится,
и что делать?
Если взрослый ребенок, не наркоман, не психопат, не душевнобольной, ни физически, ни психически не инвалид, упорно не работает и не учится, а сидит на шее у родных, то скорее всего это, опуская многие частности, по нынешней, как всегда, нечеткой, полумифологической, но что-то ухватывающей терминологии,социофобик.
Не лентяй, нет. Страдалец людобоязни, обществобоязни, а всего более - самобоязни. Тихий застылый ужас перед самостоятельным плаванием в океане жизни. Что-то вроде довольно часто встречающейся водобоязни у того, кто, не научившись плавать в детском или подростковом возрасте, повзрослев, считает себя к этому не способными и не пытается научиться.
Великовозрастных спиногрызиков в наше время довольно много, и число их растет. В самой значительной части масса их образуется за счет жесткого оценочного давления негостеприимной, отчужденной, конкурентной, агрессивной среды воспитания и образования. Свою долю вносит и родительская сверхопека, с одной стороны - и родительская отчужденность от внутреннего мира ребенка, оценочно-нормативный подход с другой.
Социофобические проблемы лучше всего разгребаются методами групповой психотерапии - буферная среда общения создается из самих пациентов. В России такие группы поди поищи. Надеяться остается лишь на старинный метод спихивания в воду под страховочным присмотром - пусть выплывает самостоятельно, а вы на подхвате лишь на самый крайняк, при серьезной угрозе здоровью и жизни.
Трудное решение. Вот главные условия его успешного осуществления.
Первое. Оставьте свое чадо в ОЦЕНОЧНОМ ПОКОЕ: не стыдите, не упрекайте в лени, трусости, безответственности и прочая, не укоряйте в бездеятельности или не той деятельности - ни прямо, ни косвенно, ни словом, ни взглядом. Спокойствие, только спокойствие.
Второе. Не отчуждайтесь, дружите. Живо интересуйтесь его (ее) интересами (компьютерные игры? - футбол? - политика? - аниме? - тату?..), разделяйте их, живо беседуйте о том-о сем, будьте душою вместе и давайте это чувствовать. Очень важно - и довольно легко! - найти что-то, чему чадо может вас научить, и не постесняться об этом попросить. Результат может превзойти наилучшие ожидания.
Третье. Дружба дружбой, а служба службой. ДРУЖИТЕ - а вместе с тем ясно, твердо и ласково (ключевая триада для успеха домашнего воспитания, да и всякого) дайте понять, что содержать взрослого человека как домашнего нахлебника бесконечно не можете и не собираетесь. Повторите до трех раз включительно, ясно, твердо и ласково, что это нахлебничество не только вам тяжело, если не финансово, то морально, но главное, ему (ей) вредно, опасно и в недальней перспективе губительно. Что в его же (ее) интересах, заботясь о будущем, и ближайшем, и отдаленном, вам придется скоро отправить любимое дитя в жизнь, полностью самостоятельную.
Критический предел, в среднем, - возраст около 21 года. Дальше по обстоятельствам и по вашей решимости. Не хочу ничего советовать, напомню только недавний ответ на весьма общо поставленный вопрос одного моего читателя: "Если можно, коротко: каков самый быстрый и надежный способ заставить работать неработающего человека, сидящего на твоей шее?" Ответ из трех слов: "Перестаньте его кормить".
Не надо понимать это слишком буквально. И все же - когда-то приходится и пуповину обрезать, и от груди отлучать. Всякий детеныш должен когда-то покинуть нору и вырыть свою, всякий птенец в свой срок - вылететь из гнезда и свить собственное.
http://www.levi.ru/subscribe/202.html