Оригинал взят у
dyuhala в
postКогда-то очень давно, когда я еще ни в терапии не была, ни о профессии не думала, а ходила иногда на семинары сомнительных "учителей жизни" (было и такое) я почему-то считала, что "развитие", "проработка", те некий итог психологической работы заключается в том, что человек должен испытать сильные чувства, пережить катарсис - отреагировать, в общем.
Сейчас я тоже периодически сталкиваюсь с тем, что эта идея - о важности эмоционального взрыва или просто накала - важна и для части клиентов, а иногда и коллег - мол, поплакал человек или позлился, - значит сессия прошла не зря.
С одной стороны - безусловно, переживание чувств, умение их распознать и предъвить без стыда - это здорОво и полезно, это связь с своей субъективностью, с собой.
Иногда это очень важная часть работы - работа с алекситимией, с нераспознаванием своих внутренних процессов, но все же это лишь часть.
В гештальт-подходе (не знаю точно как в других методах) целью психотерапии является расширение осознавания процессов собственной жизни, которое дает большую свободу в выборе поведения.
Если я знаю, что именно мне нужно, для чего, насколько реально выполнение этого желания, что и как в этом выполнении зависит от меня, а что от внешних обстоятельств и что я могу сделать - жить значительно легче, чем если со мной что-то почему-то как-то происходит - а что, почему и как остается совершенно неизвестным.
Тут уместно вспомнить концепцию разделения процессов внутренней жизни на три группы, в разных подходах граница между ними проходит немного по-разному, но в самом общем:
- есть некие инстинктивные, телесные, физиологические процессы, которым мы подчинены в той или иной степени: нужно есть, нужно отдыхать, дышать, у нас есть собственные ритмы возбуждения и расслабления, нам необходимо ощущение взаимосвязи с близкими и возможность уединения.
Также есть и требования среды в которой мы жили и живем, которые могут быть совершенно перпендикулярны нашим внутренним потребностям и качествам, - и эти требования мы очень глубоко усваиваем, автоматически они становятся нашими собственными требованиями к себе.
Оба эти вектора - и инстинктивных, и социальных требований - могут быть скрыты от сознания. Человек живет, не задумываясь особенно - что ему нужно, почему именно это, как он выбирает такой путь - а просто движется по результирующей этих двух сил.
Иногда не движется, а стоит на месте - если одна половина говорит «хочу», а другая, с той же силой - «нельзя». Внутри-то - буря, потому что «хочу» побуждает и направляет, а «нельзя» - сдерживает и давит, но снаружи, вроде бы, и не происходит ничего, а вот сил совершенно не остается.
Ну и третья побуждающая сила, кроме инстинктивных потребностей и правил среды, в которой мы живем - то, что называют «эго-функцией», сознанием.
(Пишу, что это побуждающая сила так как разделяю идею о том, что в человеке есть самость, индивидуальность, которая стремится быть оформленной и выраженной - и это желание воплощения побуждает к определенным вещам - к осознанию, к рефлексии, к изменениям, даже если они и трудны).
В широком смысле развитие осознавания - это умение занимать мета-позицию, умение распознавать и учитывать свои нужды и желания, а также знание своих внутренних правил и ограничений - что в них о наших ценностях, что можно пересмотреть, а что включатся пока автоматически - какие-то травматические решения, например, которые легко не изменить.
И, собственно, зрелость, развитие, течение жизни (и иногда помогающая в этом терапия) - заключаются в том, чтобы становиться тем кто вмещает в себя, знает устройство своих процессов, и может выбирать действия, на основе этого знания.
Для развития же такого внутреннего места бывает нужно и сильные чувства проживать, соприкасаясь со своей чувственной и живой частью, и какие-то упражнения делать, и разбираться в устройстве своего свода правил.