Научиться думать

May 31, 2016 22:55

Оригинал взят у mirage_ok в Научиться думать



НАУЧИТЬ ДУМАТЬ - САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ

НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ - САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧЕНИКА

Что такое мысль? Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса к ответу - это и есть мысль. Решаем задачу - значит, есть вопрос, заложенный в задаче, и мы стремимся ответить на него, думаем. Думать без вопросов невозможно. Когда человек идет по улице и мечтает о том, как будет хорошо, если его сегодня не вызовут, то хотя его и могут спросить: «О чем ты задумался?» - вопрос этот будет не совсем правильный, потому что человек наш вовсе ни о чем не думал, он мечтал, а это совсем другое дело, другое занятие. Когда человек много думает, у него возникают новые вопросы - и это, может быть, самое ценное. Вопрос иногда бывает ценнее ответа.

В учебнике географии сказано: «...У поверхности Земли из областей высокого давления воздух направляется к экватору и в умеренные широты (подумайте, почему)». Так и написано: «Подумайте, почему». Но эти слова можно было бы поставить после любой фразы в любом учебнике: подумайте, почему! Чтобы найти ответ, нам надо знать все, что прежде проходили в школе, и приложить усилие мысли, то есть найти ответ.

Чтобы появилась мысль, нужна «сила», то есть знания, нужны навыки и нужна храбрость, уверенность в себе, которая сама приходит к тому, кто часто задумывался над разными вопросами и знает, что стоит как следует подумать, потолкаться мыслью в разные возможные ответы, как вдруг с необычайной ясностью возникнет в голове истинный, красивый ответ, и вместе с ним возникнет прекрасное чувство облегчения, радости и гордости. Так человек испытывает радость умственного труда.


Умственные операции
Но что это конкретно значит - действовать в уме с мысленными моделями? Как именно действовать?

В каждой науке - свой набор умственных операций. Для того и проходят в школе разные предметы, чтобы научиться всем этим действиям. Нелепо говорить: «Мне зоология не нужна». Зоология, быть может, и не будет нужна, но те умственные операции, которым мы обучаемся на зоологии, необходимы.

Из многих умственных операций, какие только вообще могут быть, остановимся только на одной, потому что овладеть этой операцией в совершенстве - значит научиться учиться. Эту операцию можно назвать так: узнавание, опознание.

...Одного ученика спросили: почему танк может идти по глубокому снегу, а собака не может?

Ученик думал, думал, наконец обиженно ответил:

- А собака вообще никакого отношения к физике не имеет!

Это классический пример неумения применять знания на практике, пример формального знания. Ученик знал, что давление равно силе, поделенной на площадь той поверхности, на которую эта сила действует перпендикулярно. И если бы его спросили, почему не проваливается лыжник, он, возможно, ответил бы. Пример с лыжником приведен в учебнике физики. Но танк? Но собака? Про собаку в учебнике ничего не сказано - «это мы не проходили, это нам не задавали...».

Три четверти - а может, и больше! - всех школьных затруднений выражают такими словами:
  • Знаю правило, но не умею применять!
  • Знаю геометрию, но не умею решать задачи!
  • Знаю грамматику, а пишу с ошибками!




Сложность заключается в том, что в жизни - там, где приходится решать практические задачи вроде задачи про танк и собаку, - в жизни правила существуют в скрытом от глаза, измененном виде. В задаче про танк и собаку надо было увидеть другую, знакомую и простую задачу расчета силы давления. Но ученик этой знакомой задачи не узнал, а стал, видимо, вообще размышлять о танках и собаках - размышление заведомо бесплодное.

Что значит «применять правило»? Это значит обнаружить тот случай, когда его можно безошибочно применить, и дальше действовать по правилу.

Трудность не в том, чтобы знать правило, - это легко, и не в том, чтобы действовать по правилу, - это тоже легко, это работа памяти. А вот знать, где правило «работает», увидеть в новой задаче старую, увидеть в вопросе возможность применить какое-то из известных правил - вот в чем главная трудность! И про того, кто не справляется с ней, говорят, что он не умеет применять знания на практике, а правильнее было бы говорить, что у него нет знаний. Ибо путь к знанию не кончается с выработки понятий, а только по сути, начинается: от общего понятия теперь надо подниматься к множеству конкретных случаев и явлений жизни, потому что в жизни существует только конкретное. В жизни есть танки, собаки, мальчики на лыжах и без лыж, но никто еще не видел, чтобы по снегу ползла формула давления. И все-таки она, эта формула, есть, она незримо действует всюду, где есть давление, и всюду надо научиться ее распознавать, несмотря на то что она каждый раз выступает в другом обличье: то мальчиком, то танком, то собакой.

Каждое понятие, каждую формулу, каждое правило можно сравнить с человеком, с которым ты когда-то был знаком и который время от времени появляется в толпе незнакомцев, но каждый раз переодевается: наклеивает усы или бороду или красит волосы. Узнать его очень трудно! Единственный способ справиться с этим «злодеем» состоит в том, чтобы каким-то образом почаще встречать его, и встречать именно в новых, неожиданных ситуациях. Надо на практике привыкнуть к его немыслимому коварству и быть готовым к встрече, чтобы вовремя воскликнуть: «А, вот ты кто! Я тебя знаю!»

Море фактов перед нами - как толпа людей в огромном городе. Все они выглядят новыми, незнакомыми, чужими. Но приглядимся внимательно! Почти в каждом факте кроется что-то знакомое, что-то такое, что «проходили» и что «задавали». Кто легче узнает знакомое в незнакомом?
  • Тот, кто тверже знает главные приметы - главные пункты и части правила.
  • Тот, кто чаще с ним встречается.
  • Тот, у кого тренировкой развит острый взгляд.

Чтобы преодолеть трудность «знаю, но не умею», или, иначе говоря, для того чтобы научиться узнавать знакомое в незнакомом, общее - в конкретном, выход один: больше работать над выработкой понятий, выведением правил и формул, делать как можно больше сложных и разнообразных упражнений, в которых знакомые правила «неожиданно» выныривают в самых невероятных условиях, потом исчезают надолго и вновь появляются, когда вовсе не ждешь их, когда уже и забыл про них. Но мы должны быть готовы к встрече. И вот в этих-то столкновениях и развивается острый взгляд, способность к пониманию сути вещей, развивается ум, и постепенно становится все легче и легче опознавать старое в новом, и постепенно каждая задача перестанет пугать нас своей необычностью и дикостью - мы в мгновение ока увидим в ней другую задачу, которую уже решали когда-то.

Никакого другого способа преодолеть разрыв между знанием и умением на свете нет: только в самостоятельных упражнениях на «опознание» знакомого в незнакомом.

Техника мудрого человека
Время от времени мы сталкиваемся с ситуациями и обстоятельствами, которые кажутся нам или трудноразрешимыми, или неразрешимыми вовсе. В таких случаях, отчаявшись найти выход из создавшегося положения, мы особенно остро нуждаемся в объективном и трезвом взгляде со стороны. Но где его найти, это заинтересованное и вдумчивое мнение? Где найти по настоящему мудрого человека, который в трудную минуту поможет нам эту единственную тропинку, нить Ариадны, подскажет, как вырваться из замкнутого круга?

Мы очень часто поручаем это ответственное решение своим близким или друзьям. В этом есть свои плюсы. Во-первых, мы, безусловно, доверяем им. Во-вторых, можно надеяться на то, что их "взгляд со стороны" окажется более точным в оценке ситуации. И, в-третьих, мы просто не знаем, к кому еще можно обратиться за помощью. Минусы такого решения тоже очевидны: вряд ли решение ваших близких окажется наилучшим - хотя бы потому, что они никак не знают всю глубину проблемы, все ее оттенки и нюансы. Это известно только вам. Но что же тогда делать в таких случаях?!

Выход - есть.
И самое удивительное заключается в том, что он вам известен. Вы знаете, как решить самую сложную проблему, как вам найти выход из самой трудной и запутанной ситуации. Решение есть. И если вам непросто в это поверить, то подумайте о том, как вы ищете ключи, которых не оказалось на привычном месте. Вы знаете, что они дома. Вы точно знаете, что они где-то лежат. Вам также очевидно, что раньше или позже вы их найдете. Вот только где они?

Для того чтобы найти решение задачи, которая не поддается самой отчаянной логике, нам необходимо пойти парадоксальным путем: сделать так, будто у задачи есть решение, как в школьных учебниках по физике и алгебре приведены все ответы на поставленные задачи. Вам нужно только найти соответствующие страницы, где содержатся все эти решения, и выбрать актуальный ответ. А для того, чтобы найти эти страницы с ответами на все наши вопросы, нам понадобится так называемая техника мудрого человека: психологическое упражнение, которое позволит нам свести поиск решения самых сложных житейских задач к минимуму.

Техника мудрого человека выполняется всего один раз, и после этого вы получаете ответы на любые, самые сложные вопросы жизнеустройства. Однако, чтобы это действительно случилось, техника должна выполняться очень обстоятельно и серьезно. Заключается она в том, что вы создаете в своем воображении образ мудрого человека, который помогает вам решить все свои проблемы. Этот образ в дальнейшем сопровождает вас, как талисман. Он будет похож на джина, которого вы сможете вызвать из бутылки в трудную минуту. И он всегда придет вам на помощь, как только вы его об этом попросите.

Как создается мудрый человек? Воображение человека настолько сильно, что ему по силам придумать практически все, что только можно себе представить. Если вы на минуту захотите вообразить, как будет выглядеть розовая елка, то у вас это получится. Вы легко можете создавать желаемые картинки и образы. Можно также вспомнить и воспроизвести звуки любимых мелодий, напеть про себя их мотив. Можно услышать голос: мужской или женский, громкий или тихий, высокий или низкий. При желании можно увидеть картинку и услышать, как она может звучать: например, мячик, который скачет по полу, не только имеет определенный цвет и форму, но еще и издает некоторый звук, когда отскакивает от пола. Все это мы проделываем тысячи раз ежедневно: представляем картинки, слышим голоса, и даже можем видеть полноцветное кино с собственным участием.

Для того чтобы создать мудрого человека, вам понадобится ровно то умение видеть своим внутренним взором и слышать своим внутренним слухом, которое у вас есть. Не нужно ничего сверхъестественного и потрясающего воображение. Мудрость, как правило, - это размеренность, плавность и спокойствие во всем. Впрочем, если ваш мудрый человек будет одет в апельсинового цвета джинсы и его волосы будут покрашены в вязкий синий цвет, то я нисколько этому не удивлюсь. Потому как ваш мудрый человек может быть каким угодно. Он может быть с бородой или без бороды, это может быть женщина или мужчина. Этот человек может быть в возрасте или, напротив, весьма молод. Лишь бы он удовлетворял одно важное правило: облик этого человека полностью соответствует вашему представлению о мудрости и просветленности.

Для создания мудрого человека вам может понадобиться несколько часов времени. Не пожалейте его, оно принесет вам огромную пользу, которую затем можно будет исчислять месяцами и годами, если речь пойдет о времени, которое мы тратим на поиски того или иного решения. Лучше всего, если в эти часы вас никто не побеспокоит, и вы сможете остаться наедине с самим собой, наедине с вашим мудрым человеком. Если вы нашли такую возможность, можно приступать непосредственно к выполнению техники.

Шаг первый
Вам понадобится ручка и лист бумаги. Приготовьте все это, а затем попробуйте расслабиться. Ничего не нужно делать, можно спокойно сидеть в кресле или даже прилечь. Вам потребуется кое-что вспомнить из своего прошлого опыта, и это будет легко, так как вспоминать придется приятные вещи. Пожалуйста, вспомните несколько случаев из вашей жизни, когда вы нашли выход из создавшегося трудного положения. Они могут быть любыми, берите самые очевидные, которые приходят вам на ум. Как вы чувствовали себя в те моменты, когда вы разорвали замкнутый круг, когда ситуация благополучно разрешилась? Проговорите также про себя вашу роль и заслугу: что именно вы придумали для того, чтобы все встало на свои места? Как только вы вспомните это и проговорите, мысленно поставьте галочку или крестик, как это делают люди, наматывая нитку на руку или рисуя знаки на ладони, чтобы запомнить, - и следуйте дальше, к иному случаю со сходным результатом. Ваша задача - вспомнить пять (можно больше) таких случаев и мысленно поставить крестики: мол, вспомнили, помним. Как только все готово, запишите все это на лист бумаги. Формулируйте примерно так: "Я сделал так и так, и моя проблема такая-то благополучно разрешилась". Или: "Я придумал то-то и то-то, и после этого все встало на свои места".

Шаг второй
Существуют разные типы мудрых людей, и для каждого человека они могут очень сильно отличаться. Кого-то убеждает борода, кого-то очки в роговой оправе. Ум может подчеркивать определенная одежда, возраст, или присутствие каких-то деталей. Зная это, пофантазируйте на тему того, каков он - ваш мудрый человек? Как бы он выглядел, если бы вы его встретили? Как бы он был одет? Возможно, он вам кого-то даже напоминает? Как бы звучал его голос? Фантазируйте смело, свободно, прислушивайтесь к свои ощущениям. Можно делать пометки на листе бумаги, фиксируя самые важные его черты или качества. Можете нарисовать его, если вы хоть немного умеете рисовать. Вам также следует определить место встречи с вашим мудрым человеком. Возможно, это будет тихий затемненный кабинет, или жаркая пустыня, или осенний лес. Если вы чего-то не можете представить, то просто думайте о том, как бы это выглядело, если бы вы умели это делать. Слава Богу, это легко - думать о том, как могут выглядеть люди или вещи. Легко думать о том, как будет выглядеть ваш мудрый человек.
В конце второго шага вы составите полное представление о вашем мудром человеке. Вы также будете знать место вашей встречи с ним: такое место, которое вы всегда сможете или представить, или подумать о нем, чтобы оно наполнило ваше внимание. Можно также описать мудрого человека на бумаге. Не жалейте слов, опишите его как можно подробнее.

Шаг третий
После того, как вы сможете представлять вашего мудрого человека всегда, как только вам это понадобится (просто закройте глаза и идите к нему, или пусть он придет к вам, или он просто появится перед вами сразу, как только вы об этом подумаете), вернитесь к вашему списку тех дел и ситуаций, в которых вы нашли хорошее решение и благополучно выбрались, и добавьте к этому списку еще одну такую ситуацию. Это будет легко, так как подобных решений в своей жизни мы находим очень много. Повторите все точно таким же образом: вспомните, какое удачное решение вы придумали, как вы себя чувствовали сразу после того, как ситуация разрядилась, поставьте мысленный крестик, как и в предыдущих случаях, а затем допишите этот случай к списку.

Шаг четвертый
Выполнив шаг номер три, постарайтесь снова расслабиться: откиньтесь на спинку кресла или примите лежачее положение. Закройте глаза и подумайте о той сложной ситуации, которая существует в настоящем времени. Сосредоточьтесь на ней на минутку, этого будет достаточно. После этого встречайтесь с вашим мудрым человеком, и как только он появится перед вами, задайте ему один вопрос: что вам делать в данной ситуации?
Как только вы зададите вопрос вашему мудрому человеку, вы мгновенно получите ответ. Он может быть любого свойства: воспоминание, образ, картинка, голос, фраза, и любое другое. Подумайте о том, что вы получили. Можно записать, нарисовать или проговорить это вслух. Вы получили какую-то важную информацию, в которой содержится ответ на ваш вопрос. Вам лишь остается понять, что хотел сказать мудрый человек, сообщив вам эту информацию.

В дальнейшем, при повторных встречах с мудрым человеком, вы можете договориться с ним о способах обмена информацией. Вы можете узнать, как его зовут, и для этого вам вполне достаточно просто спросить его об этом. Вы также можете слышать его голос, и тогда, задавая свои вопросы, вам придется просто слушать, что он вам скажет. Может быть и так, что при встрече вы не слышите голос, но зато у вас появляются мысли, которые отвечают на ваши вопросы. Это - ответы вашего мудрого человека. Не забывайте благодарить его за то, что он встретился с вами и постарался вам помочь.

Никаких ограничений для встреч с мудрым человеком нет. Вы можете обращаться к нему за помощью в любой момент, когда сочтете нужным. После каждой встречи с ним также обращайте внимание на сон, который вам снился. Во сне вы можете получить очень важную информацию, которая поможет принять вам правильное решение. Удачи вам! И спасибо вашему мудрому человеку, с которым вы встретитесь в самое ближайшее время. Спасибо ему за то, что он все это внимательно выслушал.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Саморазвитие, brain

Previous post Next post
Up