Johann Sebastian Bach - The Greatest Hits - Неповторимый Бах:)

Sep 11, 2015 14:40

Музыка Баха - это дверь в потустороннее, связь между человеческим и божественным

image Click to view



Часто прихожу в ЖЖ просто послушать музыку, есть ТЭГ, который только мой и я жадина, делюсь неохотно, ведь все итак в доступности:) И Баха невозможно не любить, и слушать можно часто-пречасто, не надоест:)
Вот, захотелось поделиться с вами не только моей любимой подборкой Баха на ю-тубе, но и "одой Баху":)

"Конечно, далеко не каждый считает Баха своим любимым композитором. Но он величайший композитор. Тем не менее, объяснить, почему это так, очень сложно. На ум приходит известное высказывание: "Писать о музыке - всё равно что танцевать об архитектуре". Трудно представить себе более острый разум, чем у Альберта Эйнштейна - да и тот всего лишь отделался фразой: "Вот что я скажу про Баха: слушайте его, играйте, любите, превозносите - и закройте свой рот".

Никто не сравнится с Бахом в его инстинктивном понимании природы человека, с его риторическими навыками и врождённым талантом драматурга. Он жил с 1685 по 1750 год, а значит, мог писать музыку только во славу Господу. И тем не менее, в этой музыке есть всё, что составляет человека - каково любить, терять, смеяться, предавать и быть преданным, рваться на куски или, напротив, переживать такое чувство исключительной целостности, что от него хочется взлететь. Вражда, дружба, отчаяние, радость - музыка Баха охватывает "всеобъемлемость всего". Даже Шекспиру такое не по силам.

Джон Элиот Гардинер, несравненный английский дирижёр, неоднократно исполнявший произведения Баха, и автор его замечательной биографии "Музыка в небесном замке", шутит, что Бах подобен нырянию с маской. Гардинер убедительно говорит и о том, как музыка Баха соотносится с верой. Слушая нечто настолько прекрасное, трудно не усомниться в том, что оно было создано простым смертным. Сам Гардинер - агностик, но он признаёт, что исполнение Баха подталкивает его к христианству.

Музыка Баха была вдохновлена верой, но в то же время, она выходит за пределы веры. Он очеловечивает современную ему лютеранскую теологию и делает её доступной. Он заставляет её говорить с людьми всех конфессий - в том числе и с теми, кто ни во что не верит. Гардинер полагает, что отношения самого Баха с верой, выраженные через его музыку, делают его религиозные произведения менее нравоучительными и догматичными, чем у других композиторов.

Бах пережил тяжёлые личные потери, но его музыка, хоть временами и проникнутая болью, тем не менее, почему-то всегда успокаивает. Особенно это касается двух с лишним сотен его кантат - это гигантское собрание сочинений составляет ядро его музыкального наследия.

Певица Нэнси Ардженто однажды сказала: "Бах способен ободрить. Когда вы выбиты из колеи, вас расслабит Бах, а не Бетховен. В нём есть спокойствие, которое заставляет людей поверить в то, что с миром всё в порядке и у них всё будет хорошо".

Гельмут Риллинг, ещё один выдающийся дирижёр Баха, считает, что истинный масштаб его композиторского гения начинает раскрываться только сейчас. Вот что он сказал в ответ на вопрос журнала Gramophone о том, можно ли считать Баха величайшим: "Он был мастером синтеза, он взял всё лучшее, что было до него в музыке, и отшлифовал самые передовые идеи своего времени". Причём речь идёт не только о музыке самого Баха. "Он - идеальный учитель, - замечает Риллинг. - Его музыка повлияла на все последующие поколения композиторов и музыкантов - и это наследие дошло и до наших дней. Мой друг Кшиштоф Пендерецкий сказал мне, что без Баха он никогда не написал бы своих “Страстей по Луке”".

Невозможно переоценить влияние Баха на джаз, соул, хип-хоп да и вообще практически любой музыкальный жанр XX столетия. Иногда оно очевидно (хип-хопперы Sweetbox взяли сэмпл из его оркестровой сюиты №3 в свою композицию Everything’s Gonna Be Alright), иногда менее заметно - к примеру, в песне Life, Another Shape of Sorrow шведских дэт-металлистов Dismember читается кантата "Приди, о сладкий смертный час".

Британский классический пианист Джеймс Роудс сказал о Бахе: "Он стал сиротой в 10 лет, потерял 11 из 20 детей в младенчестве или при родах, его первая жена и любовь всей жизни неожиданно скончалась. И вот он, Бах: убитый горем, спящий со своими поклонницами у органа, дуэлянт, сильно пьющая рок-звезда, драчун, трудовой этике которого позавидовал бы президент Обама. И в то же время он писал музыку, которая до сих пор, 300 лет спустя, вдохновляет нас, ошеломляет и забрасывает в четвёртое измерение бытия".
(Фрагмент из статьи Клеменси Бертон-Хилл «Может ли кто-то сравниться с Бахом?», BBC Culture, 2.10.2014)

01. Toccata and Fugue in D Minor, BWV 565
Сергей Дижур
02. Orchestral Suite No. 2 in B Minor, BWV 1067: VII. Badinerie
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай
03. Orchestral Suite No. 3 in D Major, BWV 1068: II. Air
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай
04. Orchestral Suite No. 4 in D Major, BWV 1069: IV. Gavotte
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай
05. Sonata No. 1 in B Minor, BWV 1014: II. Allegro
Игорь Ойстрах, Наталья Зерцалова
06. Trio in G Major, BWV 586
Сергей Цацорин
07. Concerto for 2 Harpsichords in C Minor, BWV 1060: I. Allegro
Московский камерный оркестр, Константин Орбелян, Ирина Иванова, Александр Архангельский
08. Harpsichord Concerto No. 5 in F Minor, BWV 1056: II. Largo
Московский камерный оркестр, Константин Орбелян, Карол Розенбергер
09. Orchestral Suite No. 2 in B Minor, BWV 1067: VI. Menuet
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай
10. Sonata No. 4 in C Minor, BWV 1017: I. Largo
Игорь Ойстрах, Наталья Зерцалова
11. Well-Tempered Clavier, Book I, BWV 846: Prelude and Fugue No. 1, in C Major
Андрей Гаврилов
12. Concerto for 3 Harpsichords and Strings in D Minor, BWV 1063: III. Allegro
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай
13. Brandenburg Concerto in G Major, BWV 1048: III. Allegro
Ансамбль скрипачей Большого Театра, Борис Хайкин
14. Sonata No. 2 in A Major, BWV 1015: III. Andante un poco
Игорь Ойстрах, Наталья Зерцалова
15. Harpsichord Concerto No. 5 in F Minor, BWV 1056: I. Allegro moderato
Московский камерный оркестр, Константин Орбелян, Карол Розенбергер
16. Concerto for Flute, Violin and Harpsichord in A Minor, BWV 1044
Московский камерный оркестр, Рудольф Баршай, Сергей Дижур, Куняев Борис, Миранович Леонид
17. Harpsichord Concerto No. 5 in F Minor, BWV 1056: III. Presto
Московский камерный оркестр, Константин Орбелян, Карол Розенбергер

классика, нравится, youtube, мне, Человек в истории, И.С. Бах

Previous post Next post
Up