- К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.
- Быть человеком, - ответил я.
- Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для
нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?
Мы живем, как всем известно, в ХXI веке, "по преимуществу", практическом. Отвлечения, даже и в самой столице их,
Германии, уже не в ходу более. А человек, что ни говори, есть действительно только одно отвлечение. Зоологический человек,
правда еще существует с его двумя руками и держится ими крепко за существенность; но нравственный, вместе с другими
старосветскими отвлечениями, как-то плохо принадлежит настоящему.
Впрочем, не будем несправедливы к настоящему. И в древности искали людей днем с фонарями; но все-таки искали.
Правда, языческая древность была не слишком взыскательна. Она позволяла иметь всевозможные нравственно-религиозные
убеждения; можно было сделаться эпикурейцем, стоиком, пифагорийцем; только худых граждан она не жаловала.
Несмотря на все наше уважение к неоспоримым достоинствам реализма настоящего времени, нельзя, однако же, не согласиться, что
древность как-то более дорожила нравственной натурой человека.
Правительства в древности оставляли школы без надзора и считали себя не вправе вмешиваться в учения мудрецов. Каждый из
учеников мог пролагать впоследствии новые пути и образовать новые школы; только жрецы, тираны и зелоты от времени до времени
выгоняли, сжигали и отравляли философов, если их учения уже слишком противоречили поверьям господствующей религии; да и это
делалось по интригам партий и каст.
Язычество древних, не озаренное светом истинной веры, заблуждалось; но заблуждалось, следуя принятым и
последовательно проведенным убеждениям.
Если эпикуреец утопал в чувственных наслаждениях, то он делал это, основываясь хотя и на ложно понятом учении школы,
утверждавшей, что "искать по возможности наслаждения и избегать неприятного - значит быть мудрым".
Если стоик делался самоубийцей, то это случалось от стремления к добродетели и идеалу высшего совершенства.
Даже кажущаяся непоследовательность в поступках скептика извиняется учением школы, проповедовавшей, что "ничего нет верного
на свете и что даже сомнение сомнительно".
В самых грубых заблуждениях языческой древности, основанных всегда на известных нравственно-религиозных началах и
убеждениях, проявляется все таки самый существенный атрибут духовной натуры человека - стремление разрешить вопрос жизни о
цели бытия.
Правда, и в древности случалось, точно так же как и у нас, что были люди, не задававшие себе никаких вопросов при
вступлении в жизнь.
Но сюда относились и относятся только два рода людей.
Во-первых, те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм.
Во-вторых, те, которые подобно планетам, получив однажды толчок, двигаются по силе инерции в данном им направлении.
Оба эти рода, конечно, не принадлежат к исключениям, но и не могут служить
правилами.
Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель и средоточие
житейских стремлений.
Найдя в Откровении самый главный вопрос жизни - о цели нашего бытия - разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого
не должно делать, как следовать с убеждением и верой по определенной стезе.
Но протекли столетия, а все осталось "яко же бо бысть во дни Ноевы" (Матф.,гл.ХХIV, 37).
К счастью еще, что наше общество успело организоваться, что оно для большей массы людей само, без их сознания, задает и
решает вопросы жизни и дает этой массе, пользуясь силой ее инерции, известное направление, которое оно считает лучшим для
своего благосостояния.
Несмотря, однако, на преобладающую в массе силу инерции, у каждого из нас осталось еще столько внутренней самостоятельности,
чтобы напомнить нам, что мы, живя в обществе и для общества, живем еще и сами собой и в самих себе.
Но, узнав по инстинкту или по опыту, что общество приняло известное направление, нам все-таки ничего не остается более
делать, как согласовать проявления нашей самостоятельности как можно лучше с направлением общества. Без этого мы или разладим
с обществом и будем терпеть и бедствовать, или основы общества начнут кол***** и разрушаться.
Итак, как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни
старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется еще много таких
из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе вопросы: в чем состоит цель
нашей жизни? Какое наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?
Как мы принадлежим к последователям христианского учения, то казалось бы,
что воспитание должно нам класть в рот ответы.
Но это предположение возможно только при двух условиях:
во-первых, если воспитание приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их;
во-вторых, если нравственные основы и направление общества, в котором мы живем, совершенно соответствуют направлению,
сообщаемому нам воспитанием.
Первое условие необходимо, потому что врожденные склонности и темперамент каждого подсказывают ему, впопад и невпопад, что
оно должен делать и к чему стремиться.
Второе условие необходимо, потому что без него, какое бы направление ни было нам дано воспитанием, мы, видя, что поступки
общества не соответствуют этому направлению, непременно удалимся от него и собьемся с пути.
Но, к сожалению, наше воспитание не достигает предлагаемой цели, потому что:
Во-первых, наши склонности и темпераменты не только слишком разнообразны, но еще и развиваются в различное
время; воспитание же наше, вообще однообразное, начинается и оканчивается для большей части из нас в одни и те же периоды
жизни. Итак, если воспитание, начавшись для меня слишком поздно, не будет соответствовать склонностям и темпераменту,
развившимся у меня слишком рано, то, как бы и что бы оно мне ни говорило о цели жизни и моем назначении, мои рано развившиеся
склонности и темперамент будут мне все-таки нашептывать другое. От этого сбивчивость, разлад и произвол.
Во-вторых, талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные
врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания.
Не в этом, однако же, еще главная беда. Будь воспитание наше, со всеми его несовершенствами, хотя бы равномерно только
приноровлено к развитию наших склонностей, то после мы сами, чутьем, еще могли бы решить основные вопросы жизни. Добро и зло
вообще довольно уравновешены в нас. Поэтому нет никакой причины думать, чтобы наши врожденные склонности, даже и мало
развитые воспитанием, влекли бы нас более к худому, нежели к хорошему. А законы хорошо устроенного общества, вселяя в нас
доверенность к правосудию и прозорливости правителей, могли бы устранить и последнее влечение ко злу.
Но вот главная беда. Самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением,
которому следует общество.
Вспомним еще раз, что мы христиане, и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение.
Все мы с нашего детства не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее
приготовлением к будущему.
Вникая же в существующее направление нашего общества, мы не находим в его действиях ни малейшего следа этой мысли. Во
всех обнаруживаниях по крайней мере жизни практической и даже отчасти и умственной мы находим резко выраженное, материальное,
почти торговое стремление, основанием которому служит идея о счастье и наслаждениях в жизни здешней.
Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения?
Мы видим то же самое разделение общества на толпы, которое было и во времена паганизма, с тем отличием, что языческие
увлекались разнородными, нравственно-религиозными убеждениями различных школ и действовали, следуя этим началам,
последовательно; а наши действуют по взглядам на жизнь, произвольно ими принятым и вовсе не согласным с религиозными основами
воспитания, или вовсе без всяких взглядов.
Мы видим другие толпы, несравненно меньшие по объему, увлекаемые, хотя также, более или менее, по направлению огромной
массы, но следующие уже различным взглядам на жизнь, стараясь, то противоборствовать этому увлечению, то оправдать пред собой
слабость и недостаток энергии.
Взглядов, которым следуют толпы, наберется много.
Разобрав, нетрудно убедиться, что в них отзываются те же начала эпикуреизма, пиронизма, цинизма, платонизма, эклектизма,
которые руководствовали и поступками языческого общества, но лишенные корня, безжизненные и в разладе с вечными истинами,
перенесенными в наш мир воплощенным словом.
Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что
необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов
и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения - для счастья.
Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш
просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете
действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
Вот третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только
благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как
живется.
Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В
сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для
вас менее вредно. Впрочем, предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте
и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.
Вот пятый взгляд - также практический в своем роде. Хотите быть счастливым, думайте о себе, что вам угодно и как вам
угодно; но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Про начальников и нужных вам людей никогда худо
не отзывайтесь и ни под каким видом не противоречьте. При исполнении обязанностей, главное не горячитесь. Излишнее рвение не
здорово и не годится. Говорите, чтобы скрыть, что вы думаете. Если не хотите служить ослами другим, то сами на других верхом
ездите; только молча, в кулак себе, смейтесь.
Вот шестой взгляд - очень печальный. Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое только то на свете, что хорошо
было забыто. Что будет, то будет. Червяк на куче грязи, вы смешны и жалки, когда мечтаете, что вы стремитесь к совершенству и
принадлежите к обществу прогрессистов. Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете. Белка в колесе, вы
забавны, думая, что бежите вперед. Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная зачем жили.
Вот седьмой взгляд - очень веселый. Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете. Ищите счастья, но не ищите
его далеко, - оно у вас под руками. Какой вам жизни еще лучше нужно? Все делается к лучшему. Зло - это одна фантасмагория для
вашего же развлечения, тень, чтобы вы лучше могли наслаждаться светом. Пользуйтесь настоящим, и живите себе припеваючи.
Вот восьмой взгляд - очень благоразумный. Отделяйте теорию от практики. Принимайте какую вам угодно теорию для вашего
развлечения, но на практике узнавайте, главное, какую роль вам выгоднее играть; узнав, выдержите ее до конца. Счастье -
искусство. Достигнув его трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте. Против течения не
плывите. И прочее, и прочее, и прочее.
Убеждаясь при вступлении в свет в этом разладе основной мысли нашего воспитания с направлением общества, нам ничего
более не остается, как впасть в одну из трех крайностей. Или мы пристаем к одной какой-нибудь толпе, теряя всю нравственную
выгоду нашего воспитания. Увлекаясь материальным стремлением общества, мы забываем основную идею Откровения. Только иногда,
мельком, в решительном мгновении жизни, мы прибегаем к спасительному его действию, чтобы на время подкрепить себя и утешить.
Или мы начинаем дышать враждой против общества. Оставаясь еще верными основной мысли христианского учения, мы чувствуем
себя чужими в мире искаженного на другой лад паганизма, недоверчиво смотрим на добродетель ближних, составляем секты, ищем
прозелитов, делаемся мрачными презрителями и недоступными собратами.
Или мы отдаемся произволу. Не имея твердости воли устоять против стремления общества, не имея довольно бесчувственности,
чтобы отказаться совсем от спасительных утешений Откровения, довольно безнравственными и неблагодарными, чтобы отвергать все
высокое и святое, мы оставляем основные вопросы жизни нерешенными, избираем себе в путеводители случай, переходим от одной
толпы к другой, смеемся и плачем с ними для рассеяния, колеблемся и путаемся в лабиринте непоследовательности и противоречий.
Подвергнув себя первой крайности, мы пристаем именно к той толпе, к которой более всего влекут нас наши врожденные
склонности и темперамент.
Если мы родились здоровыми и даже чересчур здоровыми, если материальный быт наш развился энергически и чувственность
преобладает в нас, то мы склоняемся на сторону привлекательного и веселого взглядов.
Если воображение у нас не господствует над умом, если инстинкт не превозмогает рассудка, а воспитание наше было более
реальное, то мы делаемся последователями благоразумного или одного из практических взглядов.
Если, напротив, при слабом или нервном телосложении мечтательность составляет главную черту нашего характера, инстинкт
управляется не умом, а воображением, воспитание же не было реальным, - мы увлекаемся то религиозным, то печальным взглядами,
то переходим от печального к веселому и даже привлекательному.
Если, наконец, воспитание сделало из ребенка старуху, не дав ему быть ни мужчиной, ни женщиной, ни даже стариком, или
при тусклом уме преобладает воображение, или при тусклом воображении тупой ум, то выбор падает на ложно-религиозный взгляд.
Впоследствии различные внешние обстоятельства, материальные выгоды, круг и место наших действий, слабость воли,
состояние здоровья и т.п. нередко заставляют нас переменять эти взгляды и быть поочередно ревностными последователями то
одного, то другого. Если кто-нибудь из нас, сейчас при вступлении в свет или и после, переходя от одной толпы к другой,
наконец остановился в выборе на котором-нибудь взгляде, то это значит, что он потерял всякую наклонность переменить или
перевоспитать себя; это значит, он вполне удовлетворен своим выбором; это значит, он решил, как умел или как ему хотелось,
основные вопросы жизни. Он сам обозначил и цель, и назначение, и призвание. Он слился с которой-нибудь толпою. Он счастлив
по-своему. Человечество, конечно, немного выиграло приобретением этого нового адепта, но и не потеряло.
Если бы поприще каждого из нас всегда непременно оканчивалось таким выбором одной толпы или одного взгляда; если бы пути
и направления последователей различных взглядов шли всегда параллельно одни с другими и с направлением огромной толпы,
движимой силой инерции, то все бы тем и кончилось, что общество осталось бы вечно разделенным на одну огромную толпу и
несколько меньших. Столкновений между ними нечего бы было опасаться. Все бы спокойно забыли то, о чем им толковало
воспитание. Оно сделалось бы продажным билетом для входа в театр. Все шло бы спокойно. Жаловаться было бы не на что.
Но вот беда. Люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к
нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы не заметить, при первом вступлении в свет, резкого
различия между этими основами и направлениями общества, слишком совестливы, чтобы оставить без сожаления и ропота высокое и
святое, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти по неволе или по неопытности. Недовольные, они
слишком скоро разлаживают с тем, их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают; все
глубже и глубже роются в рудниках своей души и, не удовлетворенные стремлением общества, не находят и в себе внутреннего
спокойствия; хлопочут, как бы согласить вопиющие противоречия; оставляют поочередно и то и другое; с энтузиазмом и
самоотвержением ищут решения столбовых вопросов жизни; стараются во что бы то ни стало перевоспитать себя и тщатся продолжить
новые пути.
Люди, родившиеся с преобладающим чувством, живостью ума и слабостью воли, не выдерживают этой внутренней борьбы, устают,
отдаются на произвол и бродят на распутье. Готовые пристать туда и сюда, они делаются, по мере их способностей, то неверными
слугами, то шаткими господами той или другой толпы.
А с другой стороны, удовлетворенные и ревностные последователи различных взглядов не идет параллельно ни с массою, ни с
другими толпами. Пути их пересекаются и сталкиваются между собою. Менее ревностные, следуя вполовину нескольким взглядам
вместе, образуют новые комбинации.Этот разлад сектаторов и инертной толпы, этот раздор нравственно-религиозных основ нашего
воспитания с столкновением противоположных направлений общества, при самых твердых политических основаниях, может все-таки
рано или поздно покол***** его.
На беду еще эти основы не во всех обществах крепки, движущиеся толпы громадны, а правительства, как история учит, не всегда
дальнозорки.
Существую только три возможности или три пути вывести человечество из этого ложного и опасного положения.
Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.
Или переменить направление общества.
Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию
выдерживать неравный бой.
Следовать первым путем не значило бы ли искажать то, что нам осталось на земле святого, чистого и высокого? Одна только
упругая нравственность фарисеев и иезуитов может подделываться высоким к низкому и соглашать произвольно вечные истины наших
нравственно-религиозных начал с меркантильными и чувственными интересами, преобладающими в обществе. История показала, чем
окончились попытки папизма под личиной иезуитства.
Изменить направление общества есть дело Промысла и времени.
Остается третий путь. Он труден, но возможен: избрав его придется многим воспитателям сначала перевоспитать себя.
Приготовить нас с юных лет к этой борьбе - значит именно: "сделать нас людьми", т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша
реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или
юристов.
Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать все свое внимание и всю свою волю в
одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа. Погнавшись за двумя зайцами, ни
одного не поймаешь.
На чем основано приложение реального воспитания к самому детскому возрасту? Одно из двух: или в реальной школе,
назначенной для различных возрастов (с самого первого детства до юности), воспитание для первых возрастов ничем не отличается
от обыкновенного, Общепринятого; или же воспитание этой школы с самого его начала и до конца есть совершенно отличное,
направленное исключительно к достижению одной известной, практической цели.
В первом случае нет никакой надобности родителям отдавать детей до юношеского возраста в реальные школы, даже и тогда,
если бы они во что бы то ни стало, самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или другой касты
общества.
Во втором случае, можно смело утверждать, что реальная школа, имея преимущественной целью практическое образование, не
может в то же самое время сосредоточить свою деятельность на приготовлении нравственной стороны ребенка к той борьбе, которая
предстоит ему впоследствии при вступлении в свет. Да и приготовление это должно начаться в том именно возрасте, когда в
реальных школах все внимание воспитателей обращается преимущественно на достижение главной, ближайшей цели, заботясь, чтобы
не пропустить времени и не опоздать с практическим образованием. Курсы и сроки учения определены. Будущая картера резко
обозначена. Сам воспитанник, подстрекаемый примером сверстников, только в том и полагает всю свою работу, как бы скорее
выступить на практическое поприще, где воображение ему представляет служебные награды, корысть и и другие идеалы окружающего
его общества.
Отвечайте мне, положа руку на сердце, можно ли надеяться, чтобы юноша в один и тот же период времени изготовлялс
выступить на поприще, не самими им избранное, прельщался внешними и материальными выгодами этого, заранее для него
определенного, поприща и вместе с тем серьезно и ревностно приготовлялся к внутренней борьбе с самим собою и увлекательным
направлением света?
Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще
действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как
воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется.
Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и
негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.
Значит ли это, что я предлагаю вам закрыть и уничтожить все реальные и специальные школы?
Нет, я восстаю только против двух вопиющих крайностей <...>
Еще со времен языческой древности существуют два рода образования: общечеловеческое и специальное, или реальное.
В различных странах по мере временных, иногда случайных надобностей возникало и усваивалось более то университетское, или
общечеловеческое, то прикладное, или специальное, направление воспитания.
Но ни одно образованное правительство, как бы оно ни нуждалось в специалистах, не могло не убедиться в необходимости
общечеловеческого образования. Правда, в некоторых странах университетские факультеты почти превратились в специальные
училища; но нигде еще не исчезло совершенно их существенное и первобытное стремление к главной цели - общечеловеческому
образованию.
Имея в виду этот прямой, широко открытый путь к "образованию людей", для чего бы, казалось, им не пользоваться?
Для его бы не приспособить его еще более для нас, столь нуждающихся в истинно человеческом воспитании?
Но общечеловеческое воспитание не состоит еще в одном университете; к нему принадлежат и приготовительно-университетские
школы, направленные к одной и той же благой и общей цели, учрежденные в том же духе и с тем же направлением.
Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.
Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и таланты, должны пользоваться плодами
одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются humzniora, т.е. необходимые
для каждого человека. Эти сведения, с уничтожением язычества, с усовершенствованием наук, с развитием гражданского быта
различных наций, измененные в их виде, остаются навсегда, однако же, теми же светильниками на жизненном пути и древнего, и
нового человека.
Итак, направление и путь, которым должно совершаться общечеловеческое образование для всех и каждого, кто хочет заслужить
это имя, ясно обозначено. Оно есть самое естественное и самое непринужденное...
А теперь, уважаемые френды, вопрос: кто Автор сего опуса? (я самую малость изменил его, сохранив практически нетронутым слог
и стиль Автора). Огромная просьба не пользоваться поисковиками :)
Подсказка: этот человек врач-хирург.