Сколько живет трамвай? Из Триеста в Улан-Удэ

May 19, 2015 21:22

Не сказать, что Триест идеальный европейский город. Здесь много машин, дорогой общественный транспорт, а из-за горного рельефа в городе множество крутых подъемов и спусков. Возможно, по той же причине здесь нет городского трамвая, и в этом смысле Улан-Удэ более продвинутый город. Зато есть трамвайная линия, идущая в пригород Триеста - городок Опчина.



Давным-давно, когда автомобили были не только предметом роскоши, но и уделом людей суровых и мужественных, а про автобусы никто даже не мечтал, трамваи заполонили городские улицы. Для тех, кому автомобили или кареты были недоступны, это был единственный способ передвигаться со скоростью, превышающей скорость пешехода.



Первый демонстрационный трамвай Сименса

Поэтому рельсы быстро ушли далеко за город, увозя пассажиров на природу и к дачным поселкам. Дело иногда доходило до того, что строились междугородние линии трамвая - это были проще и дешевле, чем строительство "нормального" железнодорожного сообщения.

Триест не остался в стороне от этих тенденций, и в сентябре 1902 года здесь открылась первая и единственная трамвайная линия, соединившая центр города с городком Опчина. Но дело было новое, а рельеф местности сложный, поэтому аварии случались довольно часто. Так, уже через месяц после открытия линии произошло событие, оставившее глубокий след в городской культуре. 10 октября 1902 года в семь утра на участке с большим уклоном отказал тормоз трамвая и вагон начал резко набирать скорость, через двести метров врезавшись в частный дом. Дом оказался уничтожен почти полностью. Но в страшной аварии почти никто не пострадал - трое пассажиров успели выпрыгнуть из него перед столкновением. Что не мудрено, учитывая, какие тогда были вагоны.



А единственный человек, оставшийся в вагоне - водитель Антонио Сосич сломал ногу, но остался жив. Прожил он до 101 года и до конца жизни рассказывал всем интересующимся подробности этого события. В разрушенном же доме никого в тот момент не было, так что все закончилось благополучно.

Тем не менее авария произвела на горожан столь сильное впечатление, что после нее в народе родилась песня, ставшая на сегодня самой известной триестинской народной песней. Слова - народные, а музыка позаимствована у автро-венгерского военного марша (Триест в тот момент был главным морским портом Австро-Венгрии).

image Click to view



Но потом, когда автомобиль стал доступным для широких масс, а для всех остальных придумали автобусы, городской рельсовый транспорт начал постепенно уступать свои позиции. Ко второй половине века рельсы почти повсеместно оказались закатаны в асфальт. Как оказалось, это было ошибочное решение, и в 90-е годы начался ренессанс трамвая.



Триест же был одним из городов, где рельсовый транспорт не только не был закатан в асфальт, но и сохранился в прежнем виде. Сегодня в Опчину продолжают ходить те же вагоны, что и 80 лет назад, впервые вышедшие на линию еще при Муссолини. Винтажные механизмы управления в стиле паропанк, обитый деревом салон - благодаря этому, а также тому, что линия тянется по самым живописным местам, триестинский трамвай стал самостоятельным и довольно популярным туристическим брендом Триеста. Впрочем, функция перевозки пассажиров все еще остается на первом месте.







Но в чем причина такого долголетия? Не сказать, что их эксплуатируют в совсем уж тепличных условиях.. наоборот, на линии есть участок с очень крутым уклоном - до 30 градусов, на который своими силами вагон забраться не в состоянии. Поэтому каждый раз у подножия к нему стыкуется специальный буксир, который и тащит трамвай, и помогает спуститься на обратном пути.



"Стыковка успешно завершена"



"Поехали!"





Буксир с трамваем тянет канатная дорога





По "встречке" буксир уже спускает трамвай по склону



Учитывая, что в Улан-Удэ вагоны гораздо моложе, они могли бы работать еще очень долгое время. Главной причиной быстрого износа подвижного состава, как известно, являются изношенная линия. А с этим в триестинском трамвае все в порядке благодаря чему в 80-летнем вагоне трясет гораздо меньше, чем в более молодых улан-удэнских вагонах, некоторым из которых едва исполнилось десять лет.

Как говорил уже бывший начальник Управления трамвая Улан-Удэ Николай Хонгоров, если сейчас капитально отремонтировать все пути, то можно будет забыть об этой проблеме лет на двадцать. А на таких путях и вагоны не будут требовать частого ремонта. Но пока выделяемых денег не хватает даже на текущий ремонт, трамвайные пути продолжают изнашиваться, а вслед за ними портятся и вагоны. И с каждым годом снижается шанс на то, что улан-удэнский трамвай через много-много лет может стать туристической достопримечательностью. И это очень грустно.


общественный транспорт, улица, история, традиции

Previous post Next post
Up