Jan 26, 2011 22:48
Чудесный необычный город!
Город Венеция раскинулся на архипелаге маленьких островов, прорезанных густой сетью многочисленных каналов. Некоторые из них в разное время по прихоти природы или человека меняли свои очертания, что не могло не сказаться на старинном облике города. Венеция находится в 4 км от материка и в 2 км от открытого моря.
Центр самых древних поселений образовался здесь еще во времена варварских нашествий, когда на островах лагуны селились беженцы из Спины, Аквилеи, Адрии, Алтино и Падуи. Проходили столетия, население этого края росло, и в результате здесь родился город, представляющий собой уникальную модель урбанистического искусства.
В связи с тем что более 160 каналов было засыпано землей, число островов сократилось до 18, включая Сан Джордже Маджоре и Джудекку. Главная водная артерия Венеции - Большой канал, длиной 3,8 км и шириной от 30 до 70 м, делит город на две части, соединенные между собой тремя мостами: мостом Риальто, мостом Скальци и мостом Академии. В Большой канал впадают 45 “рии” (маленькихканалов), по которым могут проходить лодки и гондолы. 350 мостов связывают друг с другом различные уголки города, территория которого делится на “сестьери” - районы: Каннареджо, Сан Марко, Кастелло, Дорсодуро, Сан Поло и Санта Кроче. Все мосты до 1480 года были деревянными, замененными впоследствии каменными арочными.
Сухопутное движение проходит по дорогам, которые носят особые названия.
Очень немногочисленны основные дороги, называемые “руе” (от франц.: “rue” - улица), “салидзаде” - первые, мощенные булыжником дороги (от ит.: “selciate”). Название - “кале” или “калле” было дано маленьким улочкам; “фондамента” - улицам, которые шли вдоль каналов и служили одновременно основанием (фундаментом) зданий. “Листа” - это название носили улицы, примыкающие к посольствам и пользовавшиеся в связи с этим особыми привилегиями. Улицы, вдоль которых по обеим сторонам шли лавки торговцев, назывались “мерчерие”. “Рива” - это продолжение “фондамента”, идущего вдоль каналов (”рии”) и постепенно переходящего в широкие ступени, спускающиеся вниз к воде. “Рии терра” - каналы, засыпанные землей, а “рами” - небольшие улочки, которые идут от “калле” или “кампьелло”. “Кампо” - территория (как правило, небольшая площадь возле церкви), некогда возделываемая для выращивания овощей или используемая в качестве пастбища для лошадей.
“Кампьелло” - небольшая площадь, окруженная домами, куда стекаются “калли”, а в том случае, когда площадь плотно окружена домами и имеет только один вход и выход, она называется “корте”. “Палудо” - место, где раньше было болото, “писсине” - где был пруд для купанья и рыбной ловли. Что еще можно сказать об этой венецианской топонимике, поистине уникальной, которая так много могла бы рассказать об истории города?
Можно вспомнить еще “сотопортего” - улицу, которая проходит под зданиями и соединяет “калли”, “кампьелли”, “корти”… и, конечно, “канали” - водные пути, играющие столь важную роль в жизни Венеции! Но здесь не только улицы являются источником исторических сведений о городе и этапах его стро-ительства. Номера домов служат также своего рода справочным историческим материалом, но какая же это головоломка для людей приезжих! Нумерация идет по возрастающей, но не в пределах “калле”, “кампо” или “кампьелло”, а в пределах “сестьере”… В 1801 году попытались навести порядок во всей этой путанице, чтобы легче было разобраться в лабиринте домов и улиц. Нумерация стала в некоторой степени упорядоченной, но лишь в пределах определенных территорий города: “de citra” и “de ultra” no отношению к собору Сан Марко. Территория “de citra” включает районы Кастелло, Сан Марко и Каннареджо, лежащие по ту сторону Большого канала, где стоит Сан Марко, а территория “de ultra” - районы Санта Кроче, Дорсодуро и Сан Поло, расположенные по другую сторону канала. Между 1837 и 1941 гг., когда проходила проверка номеров по “сестьере”, черные номера были заменены на красные. Но до сих пор в некоторых кварталах Венеции можно видеть двойную нумерацию домов - “местную” в римских цифрах и “упорядоченную” - в арабских. Случается также, что арабские цифры стоят на обратной стороне зданий. Так например, на Сото-портего дельи Армени в Сан Марко на домах с номерами 963-964 рядом можно увидеть цифры II1IV и IIIV, которые соответствуют цифрам IX и VIII. Венеция почти полностью сохранила свой облик XIII века, за исключением некоторых реконструированных зданий, что не нарушило, однако, общий архитектурный строй города. За последнее столетие оказалось необходимым в связи с увеличением населения провести новые коммуникационные пути между материком и лагуной. Связь с материком стала более быстрой благодаря строительству железнодорожного моста длиной 3601 м (1841-1846 гг.), который соединил центр города с Местре. Автотранспортный мост (автобан) был открыт почти век спустя - в 1933 году.
Общая площадь островов, на которых лежит Венеция, включая острова Сан Джордже и Джудекку, - чуть больше 7 кв. км. Однако территория города более обширна, так как она охватывает также и другие области: внутри лагуны - острова Мурано, Бурано и Торчелло, в сторону моря - Лидо и Пеллестрину и ближе к материку - Малконтенту, Дезе, Тессеру, Местре, Маргеру, Дзеларино, Карпенедо, Асседжано, Тривиньяно, Фаваро и Кириньяго. В прошлом эти области были самостоятельными коммунами.
Венеция