Девальвация рубля ускорила инфляцию в марте до 6,9%
Apr 05, 2014 23:22
Главным драйвером роста цен оказалось продовольствие; другим «ускорителем» стали услуги за счет подорожания газоснабжения и зарубежного туризма
Рост цен набирает скорость. По данным Росстата, за март инфляция ускорилась до 1% против 0,7% в феврале и 0,6% в январе. В годовом сравнении (к тем же месяцам прошлого года) индекс потребительских цен подскочил до 6,9% против февральских 6,2% и январских 6,1%. Данные совпали с ожиданиями аналитиков: согласно еженедельным кратким сводкам Росстата, среднесуточный темп роста цен в марте ускорился и итоговый показатель за месяц выходил примерно на те цифры, которые и зафиксировал сегодня Росстат. Так, консенсус Reuters на март составлял 0,9%.
Минэкономразвития также ожидало ускорения роста цен в марте до 0,9-1% и до 6,9-7% в годовом сравнении, говорил замминистра ведомства Андрей Клепач. За три месяца цены выросли на 2,3% против роста на 1,9% годом ранее.
Продовольствие придало инфляции ускорение (подорожало на 8,4% против 7% в феврале, в годовом сравнении): быстрее всего дорожали алкоголь, рыба и морепродукты, фрукты, молочная продукция - товары, прямо или косвенно связанные с импортом, подорожавшим вследствие ослабления рубля. Другим «ускорителем» стали услуги за счет подорожания газоснабжения и зарубежного туризма. Девальвационное влияние на потребительские цены, скорее всего, продолжится в течение II квартала, к середине года инфляция достигнет 7,1%, ожидает Дмитрий Полевой из ING. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина пообещала не снижать ключевую ставку ранее середины года - ставка была резко повышена 3 марта вследствие всплеска ажиотажа на валютном рынке после того, как президент Владимир Путин попросил у Совета Федерации разрешения ввести войска в Крым.
В производственном секторе инфляция ставит рекорды, и они еще не сказались в полной мере на потребительских ценах. Согласно индексу деловой активности PMI банка HSBC, в марте в обрабатывающих отраслях средние закупочные цены увеличивались темпами, максимальными за три года, причина - ослабление рубля. Темпы роста цен на производимую продукцию были максимальными с апреля 2011 г., но рост затрат был лишь частично компенсирован повышением отпускных цен. «Важно отметить, что инфляция отпускных цен была наиболее высокой в группе производителей потребительских товаров», - отмечал Александр Морозов из HSBC: производители включали в цены как произошедшую девальвацию, так и риски дальнейшего ослабления рубля и роста своих издержек. «Розничные цены пока не достигли пика цен производителей, а значит, эффект переноса еще далеко не исчерпан», - считает Морозов. Предприятия повышали цены, несмотря на снижение спроса - текущее и ожидаемое. Еще одной реакцией стало снижение закупок подорожавшего импортного оборудования, об этом Институту Гайдара сообщили 12% опрашиваемых им промпредприятий. Инвестициям, спад которых Минэкономразвития называет главной причиной стагнации, ослабление рубля вряд ли поможет. Предприятия, судя по опросам, ничего печального в сокращении своих инвестиций не видят: напротив, инвестиционный пессимизм в их глазах выглядит нормально при отсутствии обозримых перспектив выхода из затяжной стагнации, замечает Сергей Цухло из Института Гайдара.
Зато стагнация, начиная с середины года, поможет инфляции замедлиться: замедлится потребительский спрос, ожидает Полевой. Внесет вклад и более низкая, чем в прошлом году, индексация тарифов, рассчитывают чиновники. К середине года инфляция выйдет за пределы 7% и пойдет на спад во втором полугодии, прогнозирует министр экономического развития Алексей Улюкаев. По итогам года она будет несколько выше 5%. ЦБ ожидает, что рост цен удержится ниже 6%. Аналитики, опрошенные «Интерфаксом» в марте, в среднем ожидают роста цен по итогам года на 5,7% (в феврале полагали, что инфляция уложится в 5%), разброс оценок - от 4,5 до 7%.