Привет!
Важная проблема, которую я лишь затронул в предыдущем письме, требует некоторого продолжения. Конечно, я отдаю себе отчёт, что со словом "война" в нашей стране, с её историей, шутить не стоит - не накаркать бы. Да ещё Гражданская, людские потери в которой с обеих сторон я приводил в предыдущем письме. Но ведь вещи, надеюсь ты понимаешь, надо называть своими именами. Не диагностировав болезнь, нечего и лечить. Но о Гражданской войне, "той единственной", вспомнил не я один. Вот очень известный кинорежиссёр Геннадий Полока недавно снял фильм о ней "Око за око" по повести Бориса Лавренёва "Седьмой спутник" (с помощью "Беларусьфильма"). Ниже я дам ссылку на беседу с кинорежиссёром об этом фильме в ЛГ. Беседа озаглавлена словами кинорежиссёра "Белые в чём-то красные. И наоборот". Да и в моём письме, как ты помнишь, слово "хам" прозвучало в обе стороны (не из моих уст, разумеется). Но речь, конечно, не о кухонной сваре. Всё гораздо серьёзней. И об этом надо говорить. Если же молчать, то болезнь может так далеко зайти, что потребуется резать по живому. Кому-то это надо? Впрочем, это другой вопрос, пока другой.
И потом, я же говорю о холодной войне. То, что такие бывают, сейчас знает каждый школьник. К тому же в холодной Мировой мы сами и участвовали много лет, благополучно её проиграв. Закончилась она, как ты знаешь, ликвидацией нашего государства, т.е. исторической России (СССР). Большевики в 17-м и в Гражданскую, не устану повторять, спасли Россию. Белые же продали её на корню, за ними уже стояли интервенты и хозяйничали на нашей земле как в колонии (об этом я писал). Именно поэтому половина (есть и такие оценки) офицеров и генералов царской армии, включая половину её Генштаба (здесь точно), воевала на стороне большевиков. Ведь всё это надо не только знать, но и понимать. Сейчас любят повторять, что история ничему не учит (парадокс Гегеля). Но гораздо более точно выразил эту мысль наш Василий Ключевский: "История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков". Надеюсь, ты прочитала статью о публицистике Бунина. Обрати внимание, как этот "волшебник слова" и глашатай Белой правды, просто жаждал, чтобы немецкие солдаты взяли Москву, Петербург, хотя бы Спасские казармы, ну хоть что-то. А если ещё учесть, что именно царская Россия, надо понимать идеал великого писателя, только что воевала с этой самой Германией, то вырисовывается что-то иррациональное (уж не о Гении и Злодействе впору говорить?). И ведь всё это нисколько, оказывается, не противоречило Белой правде, которая, конечно, была. И уж "волшебник слова" наверняка всё логически обосновал. Во всяком случае, мой брат с лёгкостью повёлся. С ним, не сомневаюсь, и миллионы советских людей, давно оценившие высокий слог бунинской прозы и поэзии. В нашей-то читающей (тогда) стране. И вот что забавно. "Окаянные дни", камня на камне не оставляющие от всего советского, выходят в 1990 году, т.е. ещё в СССР. И наверняка без каких-либо комментариев. Сейчас мне это напоминает что-то вроде японского харакири для страны Советов. Но ведь мало того, в том же году выпустили, оказывается, и почтовую марку СССР, посвящённую Бунину. А это всегда означало признание высоких заслуг перед страной. Сие вообще ни в какие ворота не лезет. Лютый враг страны, убеждённый и открытый, прославляется этой страной. Как это назвать? Впрочем сейчас, когда я знаю, кто такой был А.Н.Яковлев, второй(!) человек в КПСС после Горбачёва, меня это не удивляет. Этого предателя, завербованного америкацами во время стажировки в Колумбийском университете, я не раз упоминал в своих письмах (о предательстве см. "Это версия Геббельса").
Несколько слов о терминологии. Философ Ильинский в своей статье использовал термин Белая правда (как и я в своём письме). Понятно, что он хотел этим подчеркнуть. В Википедии можно найти многочисленные синонимы, оттеняющие разные стороны этого явления, о котором я ещё скажу. Это Белое движение, Белая гвардия, Белое дело, Белая армия, Белая идея, Контрреволюция. Все они объединены единой целью - свержение советской власти. В дальнейшем мне иногда удобней будет употреблять синонимы, например, Белая идея вместо Белой правды. То же, разумеется, относится к Красному.
Но вернусь к слову "война", которое тебя, возможно, обеспокоило. Как ты знаешь, меня всегда возмущали выпады в адрес "советского". Хочу ещё раз объясниться. Достоинства и недостатки всего советского я знаю не хуже любого. И вовсе не считаю, что из всего советского надо делать священную корову. Но ведь критика должна быть рациональной, а не облыжной. Сейчас она, как я уже говорил, потеряла всякую меру. Причём, что особенно поражает, слышна и из уст главы государства, этого, уж извини, пи пополам. Он мне всё больше напоминает Горбачёва, результат правления которого известен. Есть диалектический закон перехода "количества в качество", которому, надеюсь, тебя учили. Так вот здесь именно тот случай. Объём и облыжность критики свидетельствуют о том, что она переросла в новое качество, которое я и называю войной. Другого слова не вижу. Облыжный - заведомо ложный, обманный, поддельный, несправедливый (из словаря Ушакова). Особенно возмущает это из уст молодых, а теле- и радиоведущие в большинстве молодые люди. И все должны эту ложь слушать. Ах да, совсем забыл, я могу выключить. Вот только соседи догадались бы сделать то же. А ещё высмеивание. Получается как в анекдоте "Мимо тёщиного дома я без шуток не хожу". Только здесь не смешно. Молодёжь убеждают, что 70 лет в стране жили дураки. Ах нет? Тогда шарашки и лагеря. Вот теперь всё сходится. Но ведь всё это и есть приёмы идеологической борьбы, которые широко применялись в холодную войну. Поэтому свой термин считаю всё же достаточно обоснованным. Именно этим, как сказано в предыдущем абзаце, и занималось всё Белое. Хочу подчеркнуть важность правильного определения (для любого явления). Если оно адекватно, то сразу высвечивает правильные аналогии. В данном случае исторические. С прогностическими свойствами, что важно. Ты заметила, кстати, что "Уборщица" делит людей на тех, кто критикует советское и кто нет? Видимо, она тоже считает, что её родители не были дураками и не сидели в шарашке.
Теперь вновь о Белой правде. В статье философа Ильинского, вообще говоря, всё сказано и по большому счёту мне нечего добавить. Могу рекомендовать ещё раз внимательно перечитать. Да, Белая правда - это правда знатных и богатых. Этот слой правил в царской России и довёл её до коллапса (об этом ещё скажу). Заметь, философ отмечает, помимо "яростной злобы и испепеляющей ненависти", ещё и "барскую брезгливость" Бунина к другой, Красной правде ("ко всему, что происходило в годы революции, Гражданской войны и в Советском Союзе"). Вот об этой барской брезгливости хочу поподробней, ибо это важно. Скажи, разве ты сейчас не видишь эту барскую брезгливость к простонародью со стороны нынешней аристократии, повылазившей отовсюду как грибы после дождя? Абсолютно прав философ, фиксируя торжество Белой правды в современной России. Эту барскую брезгливость может не видеть только слепой. Все эти охраняемые посёлки закрытого типа, Рублёвка и прочее, доходящее порой до абсурда, о чём даже скучно говорить. А это наглое разворовывание бывшего народного достояния? Да та же нынешняя коррупция есть не что иное, как квинтэссенция этой самой барской брезгливости. Эта брезгливость сквозит и в опошлении всего советского, о котором я говорил выше. Многие этого пока не понимают, но уже чувствуют. Но если вдуматься, то проблема барского отношения к простонародью имеет в России глубокие исторические корни. Они сохранились в русской классической литературе. Я покажу это на примере А.П.Чехова. Думаю, что Советская власть просуществовала так долго именно потому, что пропитана была идеями русской классики. Эта литература не только переиздавалась тогда сумашедшими тиражами, но талантливо экранизировалась, ставилась на театральной сцене, игралась в самодеятельности и т.п. Но прежде чем переходить к Чехову, скажу о коллапсе царской России, упомянутом выше, чтобы потом к этому не возвращаться.
Впрочем, я об этом не раз говорил. Поэтому просто ещё раз процитирую слова выдающегося русского философа Николая Бердяева. Я их приводил в письме "Зоологические эмигранты" (там дана и характеристика нашего последнего царя). Вот что писал Бердяев:
"Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России. Монархия в России сама пала, её никто не защищал, она не имела сторонников."
Так что бунинская Россия, можно сказать, умерла естественной смертью. И вопли Бунина это причитания по покойнику. И вот что подумалось. Да, Белое движение, рупором которого был Бунин, сформировалось в ходе Гражданской войны (по справочнику). Но что, этой Белой правды до того не существовало? Что, "правда знатных и богатых" возникла в Гражданскую? Нет, конечно. Она прекрасно и безбедно существовала в царской России. Но тогда получается, что именно она довела Россию до того состояния, о котором пишет Бердяев. И вопли Бунина - чистой воды лицемерие. Крути не крути, именно Белая правда угробила Россию, а Красная её спасла и возвеличила. А что сейчас у нас происходит? Вытащили на свет эту провонявшую нафталином правду и носятся, как с писаной торбой. Она-то, нет сомнений, и возродила эту барскую брезгливость новой аристократии к простонародью. С неё бы спросить за старые грехи перед страной, а её водрузили на знамя "новой" России. Как думаешь, чем это может кончиться?
Насчёт писаной торбы я нисколько не преувеличиваю. Уже даже обрыдло. Пичкают Белой правдой так, что уже из ушей лезет. В "научных" трудах идеологов, сервильно обслуживавших "настоящих толстобрюхих хамов" и оказавшихся после 17-го вместе с хозяевами в эмиграции, чуть ли не с микроскопом ищут "национальную идею" и "Россию, которую мы потеряли". Эти труды уже зачитаны, наверно, до дыр. Диссертаций защищено горы. Страна скоро развалится, а идеологи нынешней аристократии всё долдонят цитатки из какого-нибудь Петра Струве. На Белой правде, например, совсем свихнулся известный тебе Никита Михалков, создававший когда-то замечательные фильмы (об одном из них ниже пойдёт речь). Сейчас в Михалкове вдруг взыграла дворянская кровь, чего у отца не отмечалось (природа на детях отдыхает). Вот один пример. На ТВ сейчас показывают серию документальных фильмов под общим названием "Русский мир". Фильмы посвящены русским эмигрантам, обосновавшимся когда-то за рубежом. Понятно, что сейчас там живы лишь потомки тех эмигрантов. Вот и разыскивают тех, кто сохранил в быту что-то из того старого русского мира. Некоторые даже по русски говорят. Вот с потомками и беседует Михалков об их жизни в эмиграции, почему-то при этом очень заунывным голосом (дескать, говорю, говорю, а меня не слышат). А ведь это скорее всего потомки той самой "молодёжи, застрявшей в Турции и Болгарии у Врангеля", которую так ждали в Европе "барышни с психологией б..." (это Ходсевич из предыдущего письма). А я, смотря эти почти умильные фильмы, вспоминаю один эпизод из фильма "Бег" по Булгакову. Это разговор генерала Чарноты (играет Михаил Ульянов) с генералом Хлудовым (играет Дворжецкий) на берегу моря (дело происходит в Стамбуле). Хлудов с тоской смотрит в сторону покинутой России. Помнишь, что ему говорит Чарнота? "Ты бы и рад вернуться в Россию, да пройдёшь ты там до ближайшего фонарного столба, на котором тебя повесят". Надеюсь, ты понимаешь, о чём идёт речь. Как-то я тебе писал, что совсем недавно какой-то местный совет ветеранов наотрез отказался поставить у себя памятник, посвящённый примирению белых и красных ("уж больно лютовали белые, нет, простить нельзя"). И бюджетные деньги, выделенные на этот "Русский мир", думаю не малые, следовало бы потратить хоть на какую-нибудь помощь тем миллионам русских, которые в одночасье и не по своей воле оказались вдруг за рубежами родной страны, причём по вине как раз последователей этой Белой правды. Я имею в виду развал СССР. По-моему, ими вообще никто не интересуется. И на этом фоне заунывные причитания Михалкова выглядят кощунственными. Уверен, многие чувствуют эту фальш. До Бунина, правда, этому ещё далеко.
А теперь о Чехове. Я сказал выше, что проблема барского отношения, в том числе барской брезгливости, нашей родной аристократии к простонародью имеет в России глубокие исторические корни. Они прекрасно сохранились в русской классической литературе. То есть лучшие умы России отразили всё это в своём творчестве. Вот где надо искать истоки Красной правды. В том числе, и причины поддержки большевиков народом. Бунин за эту поддержку возненавидел весь советский народ, что просто поражает. Заметь, с нашими либералами произошло то же самое. Сколько ненависти, другого слова не нахожу, замешанной на этой барской брезгливости, надо накопить к собственному народу, чтобы провести "гайдаровские реформы" с их шоковой терапией. Ну да ладно. Вперёд, к Чехову. Речь пойдёт о замечательном фильме ещё советского Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977). Это, без сомнения, лучший фильм Михалкова (он и соавтор сценария, что сейчас, откровенно говоря, меня удивляет). Фильм снят по пяти произведениям Чехова, названия которых не совпадают с названием фильма. О названии фильма я тоже скажу. Кстати, фильм есть на Яндекс-видео, так что даже скачивать не надо. Но уверен, что ты его видела. Я его смотрел, когда он только вышел на экраны. Это было, помню, в кинотеатре "Зарядье", сейчас его снесли вместе с гостиницей "Россия". Помню, ибо фильм произвёл тогда на меня сильное впечатление. Почти потряс. Я его смотрел всего раза три-четыре. И ещё бы посмотрел. Сейчас я вижу, что он имеет прямое отношение к рассматриваемой теме.
Расскажу сначала о фильме в целом. Это тоже важно. Как ты помнишь, в фильме действительно фигурировало механическое пианино. Но пьеса для механического пианино - это метафора совсем для другой пьесы, пьесы, разыгрываемой актёрами в фильме. Эта настоящая пьеса и показывает жизнь тогдашней дворянской России. И она, эта жизнь, оказывается действительно похожей на пьесу для механического пианино. Россия здесь, по сути, и есть это заведённое механическое пианино, которое может играть по нотам даже без участия человека. Чехов резко обличает эту жизнь устами одного из героев пьесы, учителя Платонова (блестяще играет Калягин). Тот срывает маски с героев пьесы, заставляет взглянуть правде в лицо, показывает никчемность и фальш их существования. В том числе, если помнишь, пренебрежение своими прямыми обязанностями и барское отношение к простому человеку (об этом подробней ниже). Но "всё будет, как и прежде" - успокаивает всех сестра хозяина дома в самом конце фильма. Страсти успокаиваются и жизнь входит в прежнюю размеренную колею - механическая жизнь людей начинает течь по-прежнему. Но. Пьеса-то - "неоконченная". И здесь, пожалуй, самое важное и светлое в фильме, дающее надежду на выход из замкнутого круга этой никчемной жизни. Помнишь пацана, который по ходу фильма то и дело невпопад запускал грамофонную пластинку с какой-то музыкой и всем мешал? На него тут же цыкали и он от всех сбегал. Вспомнила? Тогда прерываю пока рассказ о фильме и перехожу к истории, которая случилась со мной несколько месяцев назад. Сейчас поймёшь почему. Тогда я был приглашён в гости к известной тебе тёте Люсе. И вот там дядя Володя решил вдруг поделиться со мной своими переживаниями. Оказывается, он скачал из интернета какую-то музыку и никак не может ею наслушаться. Она просто завораживала его своей красотой и глубиной. Он с трудом находил слова, чтобы выразить своё восхищение. Ты уже догадалась, что произошло дальше? Точно. Услышав её, я тут же сказал, что это та самая музыка, которую пацану не давали запустить на протяжении всего фильма. С помощью интернета тут же убедились, что я прав. Это была ария из какой-то очень известной оперы Доницетти. Вот теперь можно вернуться к фильму. Последние кадры фильма показывают этого спящего мальчика, на которого вдруг падает свет и он отворачивается от нас. Звучит волшебная музыка. Этот мальчик - образ будущего Человека. И у него будет совсем другая жизнь. "Красота спасёт мир".
Чехов в своём творчестве затрагивал острые социальные темы. И в этом фильме они отражены. В том числе, барского отношения к простонародью. В фильме выведен образ аристократа Щербука (играет Табаков), любимца хозяйки дома, который, как и аристократ Бунин, долго не выбирает слова, а режет правду-матку. Как только он появляется в доме, сразу начинает декламировать свои жизненные принципы. Первое, что он делает, высмеивает лозунг "свобода, равенство, братство" (о нём я ещё скажу). А дальше пошло: "Я же неисправимый дарвинист, во мне благородная кровь, порода, это не пустые звуки", "Ну не чумазые же, не кухаркин сын дал нам науку, литературу, искусство", "Так вот если кухаркиному сыну или чумазому не подаю руки, не сажаю с собой за стол, то тем самым охраняю самое дорогое на Земле, я участвую в естественном историческом отборе", "Что положено Юпитеру, не положено бычку". Но вот появляется это механическое пианино, которое хозяйка дома приготовила гостям в качестве сюрприза. И на нём, якобы, играет этот самый "чумазый". У аристократа вытягивается лицо: "Не может этого быть!". Но когда пианино вдруг начинает играть само (жена Платонова при этом падает в обморок), аристократ счастлив: "Мистификацьон! Я же говорил, что чумазый играть не может! Это механика! Чумазый этого делать не может, не может!". За ужином его опять несёт: "Всем, всем лучшим, что человечество имеет, оно обязано представителям белой кости", "Вы меня извините, братаемся со всякой дрянью, цивилизация в опасности. Скоро чумазые всё слопают, кругом одни чумазые. Господи, да где они представители нашей первоклассной аристократии? Катастрофа надвигается, перед лицом опасности мы должны объединиться. Ударим по нашему общему врагу! Довольно деликатничать с ними! Скажем им прямо в харю - руки прочь, знай сверчок свой шесток. И в харю им, в харю!".
Конечно, это карикатурный образ, сатира. Чехов высмеивает явление. Дальше события развиваются так. Хозяин дома не выдерживает: "Только уж меня увольте". "Интересно, это отчего же?" - недоумевает аристократ. И тут уже хозяин выдаёт на гора: "Да потому что отец у меня был простым рабочим. И я не вижу в этом ничего дурного. Но если кому-то это не нравится, я могу... Но только учтите, что вот это и это, вообще всё, что вы здесь едите и пьёте, куплено на мои деньги. И феерверки, и пианино куплено на мои деньги. И живёте вы, потому что жив я - чумазый. Чем ты кичишься? Белой костью? Так ведь теперь за это не кормят. Дело надо уметь делать, дело. А ты что умеешь делать? Маралом кричишь "бе-е". Мой отец к этому дому подойти боялся, а я теперь с генералом..." Ну и так далее. В общем, страсти начинают разгораться. Упомянутый выше Платонов тоже начинает заводиться: "Мухи дохнут от наших умных мыслей!".
Мне кажется, что упомянутая аристократом Белая кость смело может быть добавлена в цепочку синонимов для Белой правды. Кстати, Виталий Третьяков, которого я читаю, уже предложил вновь ввести в нашу жизнь сословия (кажется, с иронией). Заметь, в устах аристократа прозвучал и "кухаркин сын". А это мостик к известнейшей фразе Ленина, о которой я тебе когда-то писал. Как видишь, наша история никуда не сворачивала. Всё имело свои корни и всё было выстрадано. Вот почему ни в коем случае нельзя вычёркивать 70 советских лет из истории страны. Вычеркнуть можно только со страной. Вот почему я вижу опасность в оплёвывании всего советского. А образ заснувшего мальчика из фильма - это и есть, по сути, образ нашей страны.
Теперь я хотел сказать о лозунге "свобода, равенство, братство", который в фильме высмеивает аристократ (первое что он делает в гостях). Вот что я вспомнил в связи с ним. Как ты знаешь, я читаю блоггершу catherine_catty. Множество её постов посвящены нашим монархическим особам и их времени, которых она всегда с какой-то нежностью описывает (может она историк?). Но вот Франция не так давно праздновала свой национальный праздник "День взятия Бастилии" (посвящён Великой французской революции). И вдруг оказалось, что catherine_catty воспринимает этот праздник так трептно, что для человека монархических взглядов просто кощунственно. Ведь это было не просто свержение французской монархии, оно сопровождалось реками крови. На что, естественно, тут же отреагировали несколько завсегдатаев автора блога. Автор блога отказалась обсуждать этот вопрос в святой для неё день. Вот бы почитать, что она пишет по этому поводу (где-нибудь в старых постах). Лозунг "свобода, равенство, братство", как ты знаешь, был лозунгом Великой французской революции. И вот что мне подумалось. Вот бы тоже всем нашим монархистам, адептам Белой правды, православным и прочим тоже подобным образом отнестись к своей Революции. Данный пример показывает, что умный человек это может сделать.
Целую, папа.
"Белые в чём-то красные. И наоборот"