Пообедав у подножия замка Нойшванштайн после экскурсии по нему, мы поехали к следующему замку Людвига II, который особенно меня интересовал.
Рихард Вагнер был кумиром Людвига, но он был его современником и близким другом. Другим кумиром баварского короля был Король-Солнце, французский король Людовик XIV, живший на два века раньше. Все свое восхищение французским королем и его последователями Людвиг Баварский выразил в замках Линдерхоф и Херенкимзее.
Замок Линдерхоф (нем. Linderhof, дословно - липовый двор) называют маленьким Версалем, а сам Людвиг называл его игрушечным замком. Это единственный замок короля Людвига II, полностью достроенный при его жизни.
Он находится всего в 20 км от замков Хоэншвангау и Нойшванштайн, правда по прямой. Но в горах приходится немного «петлять», поэтому до альпийской деревушки Обераммергау пришлось ехать немного дольше. От нее до замка Линдерхоф 8 км. В Обераммергау мы задержались всего на 30 минут, и об этой остановке я расскажу в четвертой части.
А эту часть я полностью посвящаю замку Линдерхоф.
Замок расположен в ложбине долины Грасвангталь на территории заповедника.
Задумывался дворец как место для уединенного отдыха короля.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11535.jpg)
До такой степени уединенно, что обеденный стол в Столовой имел механизм для спуска и подъема. Накрывался стол внизу на кухне, затем поднимался в Столовую, где король трапезничал в полном одиночестве.
Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Среди них Анджело Квальо и Юлиус Гофман. Еще смотря фильм о Линдерхофе, я была поражена роскошью и обилием золота в интерьерах замков Людвига. К сожалению, если я не фотографирую, то очень быстро забываю свои впечатления от увиденного. Даже купленная там книжка с яркими фотографиями не очень помогла. Но без фотографий интерьеров дворца рассказ о Линдерхофе будет неполным. Что-то я нашла в Интернете, что-то сканировала сама.
Столовая с поднимающимся из недр кухни столом.
Зеркальный зал.
Западная гобеленовая комната.
Восточная гобеленовая комната.
Еще одна фотография восточной гобеленовой комнаты.
Спальня. Как-то неожиданно кровать оказалась огромной. Версальские кроватки очень маленькие, т.к. в XVII веке короли спали сидя. Ну а в просвещенном XIX уже спали лежа в полный рост, а Людвиг Баварский был высоким мужчиной.
Лишенная возможности снимать внутри дворца, я постаралась запечатлеть как можно больше деталей его наружной отделки и окружающей его красоты.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11543.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11544.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11546.jpg)
Струи фонтана с позолоченной скульптурной группой «Флора» устремляются ввысь до 30 метров.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11548.jpg)
Высокое дерево, которое нарушает симметрию барочного ландшафта, это 300-летняя липа, любимое место короля. К нему была пристроена деревянная лестница, а в кроне устроена беседка, в которой король пил чай.
Террасы с вазами ведут к храму Венеры. В классической ротонде установлена мраморная статуя Венеры работы И.Н.Гауттмана.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11551.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11552.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11553.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11554.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11556.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11557.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11566.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11558.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11559.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11561.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11562.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11563.jpg)
Восточная клумба. Фонтан с позолоченным Амурчиком созданы скульптором Михаэлем Вагмюллером.
Автор скульптурной группы "Венера и Адонис" в центре клумбы Иоганн Непомук.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11567.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11568.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11570.jpg)
Северный склон с каскадами.
С высоты павильона, симметричного южному храму Венеры, вода стекает вниз каскадами по тридцати мраморным ступеням в бассейн с фонтаном Нептуна. Сюда выходили окна спальни Людвига, перед сном он любовался этим видом.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11573.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11574.jpg)
Западная клумба со статуей аллегории Молвы отлитой из позолоченного цинка. Это произведение скульптора Франца Валькера. Великолепная ваза из майолики выполнена на фарфоровой мануфактуре Нимфенбурга.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11576.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11577.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11578.jpg)
О, как я люблю детали.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11580.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11581.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11582.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11583.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11584.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11585.jpg)
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11586.jpg)
Из-за того, что ограниченное время экскурсии не позволило нам увидеть Грот, я очень горевала.
Ведь Грот Венеры многие считают самым интересным местом в Линдерхофе.
В 1876-1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры - искусственную пещеру высотой более 10 м. Золотой челн в виде раковины изготовил мастер Франц Зайтц. На картине - сцена их оперы Вагнера «Тангейзер».
В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, смена цвета происходила от вращения разноцветных стеклянных пластин, которые приводило в действие электричество, вырабатываемое первой в Баварии паровой машиной.
Людвиг любил, разместившись в лодке-раковине, слушать любимые арии в исполнении лучших певцов Мюнхена и, видимо, предавался мечтам. Возможно, о Вагнере.
Кроме Грота Венеры нам еще не показали Мавританский киоск, который король приобрел в 1876 г. Раньше он находился в замке Збиро в Богемии. Король устраивал здесь восточные пиршества.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11590.jpg)
Еще мы не увидели Марокканский домик - бывший торговый павильон на Всемирной выставке в Париже 1878 года, купленный по приказу Людвига II.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/vitushkinam/_blogs/i-11592.jpg)
А также хижину Хундинга - своеобразную декорацию к операм Вагнера, построенную по приказу короля в 1876 г. по проекту художника-декоратора Кристиана Янка.
Фотографии не увиденных мною объектов, я отсканировала из путеводителя по дворцам, купленного в замке.
Окончание экскурсии в 4 части.