К вопросу о промышленном шпионаже в XV веке.

Jun 06, 2013 21:50

Как известно, европейское океанское мореплавание началось с замка Сагриш в Португалии и принца Энрике, который всю свою жизнь финансировал развитие этой отрасли, но до достижения Диашем мыса Бурь не дожил.

В частности, именно на его деньги в 1434 году было построено первое европейское действительно океанское судно - каравелла. До этого португальцы 20 лет плавали вдоль побережья Африки на какой-то не слишком мореходной мелочи.

Сегодня, собирая материал по Жаку Картье, случайно заглянул в "Великом часе океанов" Блона в главу про Сагриш.

Океан был огромен, а средства мореплавания примитивны. Португальцы ходили в море на барках, совсем небольших судах, грузоподъемностью не более 50 т, едва способных пристать к берегу в ветреную погоду. Для начала довольствовались и этим, но Энрике непрестанно побуждал корабельных мастеров создать что-нибудь получше.

Но некоторое время спустя случилось вот что:

Отвлеченный на некоторое время походом (неудачным) против Танжера, принц возвратился в Сагреш и ушел с головой в испытание совершенно нового типа судна, которое его корабельные мастера только что построили. Это была каравелла.
Еще и теперь задаем мы себе вопрос, вдохновлял ли мастеров их собственный талант или к ним попали рисунки китайских джонок, на основе которых они работали. Подводная часть каравелл напоминала тело водоплавающей птицы. Эти корабли были быстроходны и маневренны, с большой остойчивостью. Они могли плыть почти рядом, лавировать, не сбиваться с курса и хорошо выдерживали удары волн о корму.

Интересно, насколько хорошо работала разведка в португальском Ордене Христа, преемнике тамплиеров на португальской территории, великим магистром которого был Энрике? Могли ли уже в этот момент попасть к нему данные о только что завершившейся последней экспедиции Чжан Хэ?

Уж больно совпадение по времени точное. Не успевает завершиться последнее крупное китайское плавание, а в Европе тут же начинают строить корабли, корпуса которых - клоны китайских океанских кораблей. Парусное вооружение, правда, другое. Ну не растет в Португалии бамбук, не из чего циновки плести, приходится из парусины шить.

This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/869438.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments

путешественники, история техники

Previous post Next post
Up