Мне как-то всегда казалась загадочной библейская история про Каина и Авеля.
Даже еслин не рассматривать стих Быт 4:15, вынесенный в заголовок поста, сама по себе идея что брутальный земледелец убивает белого и пушистого кочевника-скотовода, вызывает у человека, предки которых занимались земледелием на границе Великой Степи жесточайший когнитивный диссонанс.
Это земледельцы - белые и пушистые, и занимаются созиданием. А убийство и разрушение - это работа скотоводов.
Долгое время я думал, что все дело в том, что древние евреи были кочевым скотоводческим племенем, поэтому свои для них кочевники, а злые чужаки - земледельцы. Но ведь в итоге Авель был убит, а "живущие в шатрах со стадами" (Быт 4:20) происходят как раз от Каина.
С другой стороны Книга Бытия в значительной степени
позаимствована евреями у халдеев и ассирийцев - народов вполне земледельческих.
Но вот сегодня мне пришла в голову такая мысль, что в тех краях для более-менее продуктивного земледелия требовалось строительство оросительных систем. То есть организованное государство. Соответственно Каин - это не просто так земледелец, это аллегория государства.
Тогда сразу становится понятна и кровожадность его по отношению к Авелю, который вроде ничего плохого не совершал. Просто не хотел подчиниться. И "воздастся всемеро" тоже становится объянсимым. Государство - кровожадно и несправедливо. Но те блага которые дает оно, как способ организовать десятки тысяч (а в более поздние эпохи - миллионы) людей на какую-то совместную деятельность, вроде поддержания ирригационных систем, в те времена другими способами были недостижимы. А их отсутствие воспринималась именно как кара божья, поскольку была опосредована довольно сложной причинно-следственной цепочкой - отсутстве государства - разрушение ирригационных систем - неурожай - голод.