ramendik тут в комментариях высказал свои, как христианина, претензии к описанному у Розова. Наиболее "провокационными" он счел две мысли - отношение меганезийцев к абортам, и структура семьи.
Что касается абортов, то по-моему, отношение меганезийцев к ним с точностью до ошибки интерпретации текста не отличается от отношения в современных развитых странах.
1. Нигде в тексте не описываются собственно аборты. Описывается применение контрацептивов абортивного действия, более совершенных (обладающих меньшими побочными эффектами) аналогов постинора, который в России продается в каждой аптеке.
Первый описанный случай их применения в "Чужой в чужом море" - это Эстер. Насколько я понимаю, жертве группового изнасилования бандой обдолбавшихся наркоманов (а именно таковой была армия адмирала Букти), аборт без звука сделали бы в любой цивилизованной стране, даже в такой, где государственной религией является католицизм. А если бы в какой латиноамериканской стране и не сделали, то это говорит о нецивилизованности только этой латиноамериканской страны.
То же самое можно сказать о пациентках Влады Смигл, для которых Уфти и прочие меганезийские военспецы покупали pre-stopper за свои деньги.
Остается деятельность фонда "Планирование семейного счастья" из-за попытки защитить который от фундаменталистов-коррупционеров попал на каторгу Наллэ Шуанг. Опять же имеет место исключительно деятельность, разрешенная сейчас в России, США и большинстве цивилизованных стран. Отдельные лица и организации могут быть с этой деятельностью несогласны, но ничего принципиально шокирующего или провокационного тут нет. А вот за попытку незаконными (в частности коррупционными) методами воспрепятствовать разрешенной законом деятельности, в Меганезии ставят к стенке. И правильно делают.
Вот рекламная кампания нанотехнологического конрацептива XE-2, устроенная Кортвудом в "Созвездии эректуса" - действительно штука провокационная. Но это не автор провоцирует читателя, а персонаж (Кортвуд) провоцирует окружающий его мир с целью получения бесплатной рекламы своей продукции.
Как прямо следует из текста, описывающего события вокруг рекламной кампании, меганезийцы сами не злоупотребляют ни pre-stopper-ом, ни XE-2, предпочитая более безопасные методы предупредительной конрацепции.
С абортами вроде разобрались, переходим к семье.
С семьей все гораздо интереснее. Для начала, заметим, что традиционная по европейским меркам парная семья в Меганезии весьма распространена. В "Депортации" мы имеем семью Грендаля Влква и
Малика Сепара. Обе - вполне традиционные. С Джеллой Аргенти несколько сложнее - она разошлась с отцом своего ребенка и живет с другим мужчиной. Но опять же, таких случаев среди моих знакомых полно. Нетрадиционной семьей это назвать сложно.
Практически то же самое - в "Созвездии эректуса" - у Чубби Хок и Микеле Карпини вполне традиционая семья, то же самое у Раймонда Андерса и Асты или у полковника Запато и его не названной жены. В принципе, даже хаузхолд E-9 представляет собой всего лишь две ведущие общее хозяство семейные пары. Хотя Келли и заявляет журналистам что у неё два мужа, общие с Санди, на самом деле в тексте показано что это именно две пары.
Что касается дока Рау или Факира Слая, то хотя их отношение к матерям их детей нельзя назвать образцом нравственности по европейским меркам, ничего непривычного для нас в таком поведении нет. То же можно сказать о Тино Каберере с его многочисленными подружками.
Единственная действительно "нетрадиционная" по европейским меркам семья - у Журо-Журо с его двумя женами. Но эта семья вполне традиционна по даякским меркам.
Вот в "Чужой в чужом море" вариантов нетрадиционной семьи показано гораздо больше. Хотя и там полно обычных парных семей (Хаото и Таири, Флер и Оске, Рон и Пума)
Там всплывают термины hoanovahine (товарищи по жене) и tuanofaakane (сестры по мужу) как вполне распространенный для Меганезии тип родственных отношений. Подозреваю что несмотря на то что говорится в тексте, семья Лимолуа Хаамеа не может считаться традиционной по океанийским меркам, несмотря на вычитанную на панцире зеленой черепахи традицию, что у короля должно быть ровно пять жен.
Полная свобода для этих пяти жен искать партнеров на стороне, как мне кажется, уже является артефактом культуры tiki, в том виде как эта культура формировалась после Алюминиевой революции.
Собственно, здесь мы имеем дело с попыткой сохранить все преимущества типичной для Океании (и многих других традиционных культур) большой семьи, обеспечивающей взаимопомощь родственников и совместное воспитание детей несколькими поколениями с модерновым принципом равноправия женщин.
Все-таки семья, как мы её сеайчас наблюдамем - в значительной степени пережиток патриархальных времен, когда женщина расценивалась как собственность мужчины. Разрушение патриархальных традиций, которое в Европе началось чуть ли не с провансальских трубадуров более-менее выравняло права мужчин и женщин, но душок собственности на человека остался.
Опираясь на исходно более свободную мезолитическую семейную традицию Океании, авторы культуры tiki (которая исходно позиционируется в романе как искусственный конструкт) попытались создать семейное право, исходно основанное на идее равноправия.
Казалось бы, это теоретически невозможно, учитывая существенно большую ресурсоемкость производства потомства для самки млекопитающих, чем для самца.
Но вспомним, как Чубби Хок в "Созвездии Эректуса" пугала лейтенанта Шойо тем, что она сделает с его детьми - возьмет в свою семью и воспитает в своей культурной традиции.
Вот собственно на этой океанийской традиции - что приемные дети усиливают клан приемных родителей и основано 100% меганезийское равноправие. Если биологический папа сделал ребенка и сбежал, все социальные бенефиты от этого ребенка получает семья матери (равно как и несет все расходы по его вынашиванию и воспитанию). В тексте, когда шестилетня Юеле объясняет Эстер как устроена семья в Меганезии, она утверждает что "у girlfriends-mother, все равно, первая рука."
Интересно было бы представить общество где это равновесие смещено еще сильнее, и мужчины, несмотря на биологию, были бы крайне не заинтересованы раскидывать свое семя куда попало.