Почитал тут какие еще самолеты строились под мотор М-11. Нашел совершенно замечательную машину под названием Ще-2.
Во-первых сама идея на двух стосильных моторах сделать самолет, поднимающий тонну груза - это уже безумство храбрых.
Во-вторых - это самолет, который был поставлен в серию в середине войны, когда почти все, что можно было приличного произвести, уходило на боевые машины. А это - машина, которая должна была обеспечивать доставку запчастей в ПАРМы.
Ее слепили из того что было - из фанеры, тряпок и винтомоторных групп от По-2. И ведь летала. Построены сотни экземпляров, применялись не только между авиазаводами и ПАРМами (и те и другие по роду своей деяетельности обязаны иметь хорошие ВПП), но и для заброски грузов партизанам. (а вот как оно ухитрялось оттуда взлетать? Галлай откровенно жаловался на то что эта машина вообще-то хочет иметь 250 сильные моторы, а со 100-сильными летит всегда как на неполном газу, так что сесть-то оно на любой лосиный выгон сядет, а взлететь?).
Еще как оказалось - это самый дешевый способ готовить штурманов для бомбардировочной авиации. Если набить туда радиокомпасов и прочих хараактерных для АДД навигационных приборов, вполне получается аналог ПО-2 для двухмоторных самолетов с экипажем из нескольких человек.
Таким образом, имея только мотор М-11 можно получить довольно разнообразную линейку транспортных самолетов.
Тут и универсальная рабочая лошадка По-2, и летающая лодка Ш-2 и двухмоторный Ще-2, и пятиместный одномоторный Фанера-2.
А если это не единственный массово доступный мотор, то есть еще СХ-1, МБР-2 еще куча всяких интересных моделей.
Вот интересно, подумал я, можно ли себе представить альтернативную историю России, где в 30-е годы малая авиация на базе перечисленных моделей развивалась примерно теми же темпами, что и автомобилизация в США в те же годы? С российскими расстояниями и бездорожьем решить задачу "стирания различий между городом и деревней" путем разивития массового воздушного транспорта - могло бы быть интересным упражнением на социально моделирование.
Довольно интересный подход на эту тему был у Буланова в цикле "Предтечи этажерок". Там в прошлое проваливается группа реконструкторов с реконструированным По-2 и исходя из этого развивают там авиацию. Правда, герои Буланова - скорее военные летчики, чем авиаинженеры, поэтому про "Щуку" они не знают, а в качетсве дальнего тяжелого самолета начинают городить что-то трехмотороное, явно не копирующее что либо из существоваших моделей.
Но там все заканчивается Первой Мировой, и о массовом применении гражданской авиации речи не идет.
У Величко в "Дяде Жоре" как раз идея развития малой авиации присутствует. Но там совершенно другой модельный ряд. И моделей заменяющих "Щуку", СХ-1 или Ан-2 там не конструируют.
У Калашникова во "Внизу наш дом" есть парочка интересных моделей транспортных самолетов. Но там в рамках типичной для попаданаца интенсивной подготовке к переигрыванию Великой Отечественной все нацелено в основном на военную авиацию, а не на гражданскую. У него же в "Лоханке" совершенно случайно ставится на конвейер СХ-1 (но у него там волшебные снабженцы, которые в конце 20-х ухитряются добывать в серийных количестваз запчасти от танков, что бы им и моторы МГ-31 не добывать?)
Вопрос который я хочу поставить, заключается в том, а какого размера нужно МНВ для такого пути развития
- Нужно ли отменять нафиг революцию? В смысле, возможно ли развитие по эомй линии в рамках социализма (или это должен быть принципиально другой социализм, а не такой какой получился в ходе Гражданской Войны и коллективизации?)
- Или революция все же нужна, так как необходимо смести бюрократическую машину Империи, но чтобы потом сохранилась частная инициатива, должен быть выигран белыми либо Корниловский мятеж, либо Гражданскя война?
- Или ну её нафиг эту Россию, подобными экспериментами лучше в Швеции развлекаться, где, кстати в первой половине XX века тоже весьма неплохая авиапромышленность была и авиаконструкторы тоже. Только вот там радиуса легкомоторного самолета на всю страну хватит - из Кируны в Мальмё слетать. (на самом деле у шаврушки чуть-чуть не хватит. На airwars написано "практическаая дальность 1390", а из Кируны в Мальмё надо 1410).
This entry was originally posted at
https://vitus-wagner.dreamwidth.org/2263930.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments