Альтернативная история малой авиации

Aug 08, 2021 10:18


Почитал тут какие еще самолеты строились под мотор М-11. Нашел совершенно замечательную машину под названием Ще-2. Во-первых сама идея на двух стосильных моторах сделать самолет, поднимающий тонну груза - это уже безумство храбрых. Во-вторых - это самолет, который был поставлен в серию в середине войны, когда почти все, что можно было приличного произвести, уходило на боевые машины. А это - машина, которая должна была обеспечивать доставку запчастей в ПАРМы.

Ее слепили из того что было - из фанеры, тряпок и винтомоторных групп от По-2. И ведь летала. Построены сотни экземпляров, применялись не только между авиазаводами и ПАРМами (и те и другие по роду своей деяетельности обязаны иметь хорошие ВПП), но и для заброски грузов партизанам. (а вот как оно ухитрялось оттуда взлетать? Галлай откровенно жаловался на то что эта машина вообще-то хочет иметь 250 сильные моторы, а со 100-сильными летит всегда как на неполном газу, так что сесть-то оно на любой лосиный выгон сядет, а взлететь?).

Еще как оказалось - это самый дешевый способ готовить штурманов для бомбардировочной авиации. Если набить туда радиокомпасов и прочих хараактерных для АДД навигационных приборов, вполне получается аналог ПО-2 для двухмоторных самолетов с экипажем из нескольких человек.

Таким образом, имея только мотор М-11 можно получить довольно разнообразную линейку транспортных самолетов. Тут и универсальная рабочая лошадка По-2, и летающая лодка Ш-2 и двухмоторный Ще-2, и пятиместный одномоторный Фанера-2. А если это не единственный массово доступный мотор, то есть еще СХ-1, МБР-2 еще куча всяких интересных моделей.

Вот интересно, подумал я, можно ли себе представить альтернативную историю России, где в 30-е годы малая авиация на базе перечисленных моделей развивалась примерно теми же темпами, что и автомобилизация в США в те же годы? С российскими расстояниями и бездорожьем решить задачу "стирания различий между городом и деревней" путем разивития массового воздушного транспорта - могло бы быть интересным упражнением на социально моделирование.

Довольно интересный подход на эту тему был у Буланова в цикле "Предтечи этажерок". Там в прошлое проваливается группа реконструкторов с реконструированным По-2 и исходя из этого развивают там авиацию. Правда, герои Буланова - скорее военные летчики, чем авиаинженеры, поэтому про "Щуку" они не знают, а в качетсве дальнего тяжелого самолета начинают городить что-то трехмотороное, явно не копирующее что либо из существоваших моделей.

Но там все заканчивается Первой Мировой, и о массовом применении гражданской авиации речи не идет.

У Величко в "Дяде Жоре" как раз идея развития малой авиации присутствует. Но там совершенно другой модельный ряд. И моделей заменяющих "Щуку", СХ-1 или Ан-2 там не конструируют.

У Калашникова во "Внизу наш дом" есть парочка интересных моделей транспортных самолетов. Но там в рамках типичной для попаданаца интенсивной подготовке к переигрыванию Великой Отечественной все нацелено в основном на военную авиацию, а не на гражданскую. У него же в "Лоханке" совершенно случайно ставится на конвейер СХ-1 (но у него там волшебные снабженцы, которые в конце 20-х ухитряются добывать в серийных количестваз запчасти от танков, что бы им и моторы МГ-31 не добывать?)

Вопрос который я хочу поставить, заключается в том, а какого размера нужно МНВ для такого пути развития
  1. Нужно ли отменять нафиг революцию? В смысле, возможно ли развитие по эомй линии в рамках социализма (или это должен быть принципиально другой социализм, а не такой какой получился в ходе Гражданской Войны и коллективизации?)
  2. Или революция все же нужна, так как необходимо смести бюрократическую машину Империи, но чтобы потом сохранилась частная инициатива, должен быть выигран белыми либо Корниловский мятеж, либо Гражданскя война?
  3. Или ну её нафиг эту Россию, подобными экспериментами лучше в Швеции развлекаться, где, кстати в первой половине XX века тоже весьма неплохая авиапромышленность была и авиаконструкторы тоже. Только вот там радиуса легкомоторного самолета на всю страну хватит - из Кируны в Мальмё слетать. (на самом деле у шаврушки чуть-чуть не хватит. На airwars написано "практическаая дальность 1390", а из Кируны в Мальмё надо 1410).
This entry was originally posted at https://vitus-wagner.dreamwidth.org/2263930.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments

авиация, фантастика

Previous post Next post
Up