Какие перспективы дарит нам конференция #EdCrunch?

Oct 04, 2018 16:00





Начну с банальности: мы живём в быстро меняющимся мире. Кто бы мог подумать ещё лет 10 назад, что в вузах начнут учить на блогеров или операторов дронов? Большинство тогда и слов таких-то не слышало. Посмотрите, теперь эти ребята на фото сверху уже становятся спикерами международных конференций и начинают рассуждать: а не заменить ли нам учителя роботом?



А что будет ещё через 10 лет? Никого не хочу пугать, но нынешним обладателям дипломов юристов и экономистов пора призадуматься о новой профессии. Потому что роботы заменяют людей не только на производстве, онлайн, интернет и умный софт постепенно выдавливают "человеческий фактор" из традиционных сфер. Бухгалтера скоро заменит система документооборота, юриста - онлайн-консультант, водителя - беспилотник. Даже журналист может сгинуть как штатная единица в эпоху социальных сетей.

Конечно, можно переквалифицироваться в дворники, хотя и здесь есть риск быть вытесненным каким-нибудь новым i-robot. Но есть способ лучше. Можно получить новую специальность.

Понимаю, не каждый готов вот так сразу взять, всё бросить и пойти учиться. Страшно себя представить снова на студенческой скамье? Успокою сразу - ходить никуда не надо. Спасёт нас тот, кто хочет сделать безработным - всемогущий онлайн!

Откуда я всё знаю? Да просто у меня получается посещать интересные мероприятия. Вот я побывал на конференции #EdCrunch 2018, куда съехались ведущие  ведущие экперты по всем направлениям.



Началось всё со вступительной сессии, где выступили: министр образования РФ, ректоры ведущих вузов, высокопоставленные иностранные гости и вот эти ребята, что на верхнем фото. Помимо замены учителей на роботов, они также поставили вопрос ребром: когда уже начнут учить на блогеров? Всем же известно, что это самая востребованная и высокооплачиваемая профессия.



Ребятам конечно же подсказали, что блогеры это не предел мечтаний и  компьютерные гении зарабатывают куда больше.



То, что без высоких научных достижений и информационных технологий никуда не деться, стало понятно с первых шагов по стендам #EdCrunch 2018. Все ведущие институты и корпорации предлагают нынче не только классическое образование, но и активно используют технологии онлайн-обучения. А для некоторых категорий, например, маломобильных граждан, онлайн-курсы являются единственным способом получить качественное образование.



Отдельное спасибо ребятам на стендах, они очень увлеченно рассказывали про свои учебные планы.



И пусть мой ребенок ещё только подрастает, не вижу причин не начать подбирать ему дополнительные занятия. "Алгоритмика"? Отлично! Что там говорили про компьютерных гениев?



Всё-таки, я посматриваю в сторону информационных технологий. За ними будущее однозначно.



Хотя прикладные специальности останутся на мой взгляд не менее востребованными. Пользуясь случаем, напоминаю, что на прошедшем в Венгрии европейском чемпионате WorldSkills наши учащиеся заняли первое место, как по баллам, так и в медальном зачёте.



Хотя и тут без автоматизации никуда.





Высшая школа экономики была одним из главных партнеров мероприятия. Про неё будет ещё чуть дальше.

Кстати, самые продвинутые вузы уже начали вести занятия на некоторых курсах полностью на английском языке, причём - от носителя. Глобализация шагает по планете. Поэтому, пора учить языки прямо с детсадовского возраста. Почему нет?



Даже в технических специальностях без этого никак. МИСиС - одна из наших главных кузниц кадров для промышленности.



Или таки Стемфорд?



Не стоит забывать, что именно такие конференции - лучшие места для нетворкинга. Столько коллег, профессионалов и экспертов собралось сразу в одном месте, грех упускать такую возможность.





Ещё мне показался интересным результат исследования, проведенного Высшей школой экономики, который был озвучен её ректором на пресс-конференции.



В нескольких вузов были проведены проверки знаний у двух разных групп студентов. Одна группа обучалась только очно, вторая - только онлайн.

Оказалось, что оценки примерно одинаковые. Но это в среднем. В ходе исследования вскрылся любопытный нюанс.

В продвинутых вузах, где очень сильный профессорский состав, очная форма обучения давала более сильный эффект. Там же, где преподаватели были послабее, наоборот - онлайн-обучение приводило к росту эффективности освоения материала.

Думаю, что лучшей рекламы онлайн-курсам и не придумать.



В связи с этим, моё особое внимание привлёк стенд нашего российского проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Тут же я узнал, что доля онлайн-образования во всём мире растёт чуть ли не в два раза каждый год. Особой популярностью онлайн-курсы пользуются у студентов и при повышении квалификации. И Россия следует в этом тренде.

Понятное дело, что сегодня разных курсов по удаленному обучению даже в нашей стране целый вагон и ещё полный состав. Многие большие корпорации и ведущие университеты предлагают тысячи онлайн-курсов по прикладным специальностям. Попробуйте погуглить, офигеете. Казалось бы, зачем нужна ещё и "Современная Цифровая Образовательная среда в РФ"?

Как я уже сказал, онлайн-курсов тысячи. Как выбрать наиболее подходящий? По качеству? по уровню? по времени? по цене? Рыться по сотням ссылок, регистрируясь на каждом сайте, а потом до покраснения глаз искать и читать отзывы?

Мне кажется, это неверный подход в условиях цифровой экономики. Вот поэтому, чтобы облегчить нам жизнь и был создан проект "Современная Цифровая Образовательная среда".

Причём, начинать надо не только с технологических вещей, но и с административных.

Во-первых, нужно принять правовые и нормативные акты, направленные на развитие онлайн-обучения. Например, нужно определить статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ.

А теперь про то, как это всё работает в интернете на сайте проекта "Современная Цифровая Образовательная среда".

Портал работает по любимому многими принципу "одного окна". Все онлайн-курсы доступны в одном месте. Причем, достаточно авторизоваться только один раз.

Каждый курс будет иметь рейтинг. Оценивать его будут сами пользователи и привлеченные эксперты. Плюс, вся статистика прохождения каждого курса будет автоматически учитываться и обрабатываться.

Кроме того, проект сейчас активно развивается. Например, разработкой элементов образовательной платформы занимаются ведущие университеты России: МГУ имени Ломоносова,  НИТУ "МИСиС", университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет, Калининградский политех. Надо заметить, что в рамках проекта были созданы 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения.

Сразу могу сказать, что создание онлайн-курса не совсем простое занятие. Это не просто взять и наговорить лекцию на камеру. Поэтому только единицы из лонгрид-блогеров стали успешными видео-блогерами, ага.

Здесь нужно полновесный продакш. Сценарий, монтаж. Порой для получения 2-3 минутного ролика уходит 2-3 часа съёмок. И не каждый преподаватель готов и способен такое выдержать.

К тому же, надо выдержать чисто педагогический подход, чтобы видео не свалилось в художественную часть или не превратилась в "документалку".

Зато полученный хороший онлайн-курс будет жить в веках :)

Кроме того, не все вузы ещё готовы организационно. Нужно внести правки во всю локальную нормативку, чтобы сделать онлайн-курсы легитимными, чтобы их результаты воспринимались на всех уровнях.

Сегодня на портале-агрегаторе "Современная Цифровая Образовательная среда в РФ" более 600 курсов, размещенных на 18 платформах, к системе подключено более 120 вузов. И это сделано всего за год.

Однако, уже в 2020 году к проекту планируется подключить 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования. А к 2025 году число слушателей должно достигнуть 12 миллионов человек. Будет подготовлено и обучено более 10 тысяч преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения.

Каждый пользователь, зарегистрированный в системе, получит своё собственное цифровое портфолио. И он сможет, например, делать ссылку в резюме на сертификат, полученный на курсе. Очень удобно как соискателю, так и потенциальному работодателю.

Сами потенциальные работодатели, большие и малые компании, смогут создать свои онлайн-курсы или заказать их в вузах (вы уже поняли, что такая работа под силу не каждому). И тогда, как минимум одно собеседование при приёме на работу к ним можно будет пропустить.

Напоследок хочу ещё добавить пару умных слов. На портале уже реализован автоматический сервис психометрии онлайн-курсов, а вскоре появятся модули биометрического мониторинга и прокторинга. Очень важно, чтобы ученик не переутомился во время занятий и не жульничал на экзаменах соответственно.

Так что найти себе новую работу по новой специальности будет гораздо проще, чем кажется.

Пора запускать цифровизацию экономики, мне кажется. Нам предстоит доказать подрастающему поколению (тем, кто на верхнем фото), что мы ещё конкурентноспособные работники.

#edcrunch

Previous post Next post
Up