Неужели РЖД наступили на Хвост?

Sep 25, 2015 12:07



Этот пост понравится всем хейтерам единственного в стране железнодорожного перевозчика. Хотели перемен? По ходу они скоро будут, ибо этой монополии готовят достойный отпор.

Спустя десятилетия таки созрела полезная инициатива по части эффективности госкомпаний и наше любимое ОАО «РЖД» - да-да, то самое, которое то электрички отменит, то угробит кого-нибудь под «Сапсаном» - может лишиться жирного кусочка. Не знаю, как вам, а мне лично в радость любая новость о том, что наших железнодорожников хотя бы пытаются вернуть на землю.

Я тут просто на тех выходных на дачу прокатился до города Истры без машины и скажу вам, что поездка далеко не в 100р мне встала и если сейчас идёт обновление поездов, то на рижском направлении всё так же как и в те года, когда я был ещё школьяром. С чего вдруг произошло такое повышение цен на ту же самую электричку и то же самое расстояние не понятно. Причем такое ощущение, что это разорение дачников всё равно никак на успехах РЖД не сказывается.

В прошлом году почтенная государственная компания перевезла почти миллиард пассажиров в пригородном сообщении - сама хвасталась. Берем калькулятор, перемножаем и получаем на выходе адские нули, которые среднему гражданину только в счастливом алкогольном бреду могут привидеться.

Но что вы чаще всего слышите про РЖД? Правильно, что РЖД в очередной раз попросило денег или разрешения повысить цены. Говорить о стоимости билетов особенно часто они не решаются - в конце концов, по-хамски залезать в карман населению опасно. Но на грузовых тарифах оттаптывались в империи Якунина по полной. Да и с уходом его ничего не изменилось.
Совсем недавно требовали увеличить тарифы с нового года на 17,5%. Потом, так уж и быть, согласились на индексацию в размере 10%. Но - с миллиардными субсидиями из государственного бюджета. То есть, напомню, из наших с вами налогов. Многие предпочитают об этом молчать и тупо больше зарабатывать, а у кого безысходная ситуация приходится действовать так



В свой финансовый план РЖД, как пишут уважаемые СМИ, заложила 40 млрд рублей от государства «на поддержание финансовой устойчивости». И еще 36,5 млрд - на покрытие расходов, связанных с пригородными перевозками. Это деньги за те самые электрички, на которых каждые 50 километров обходятся примерно в «стольник». Я все понимаю, пенсионеры, инвалиды и прочие льготники. Но ведь существуют же как-то другие госмонополии, которые обходятся 7-8%ным повышением, причем тоже обслуживая льготные категории.

Итак, хорошие новости, РЖД все же попытались урезонить. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет поменять схему индексации тарифов и предлагает испытать новацию на железной дороге. Если идею одобрят, тарифы будут повышать не один раз в год, наскоком, а дважды - причем на несколько меньшую величину. В случае с РЖД предлагается поднимать цены в январе на 4% и еще на 5% с июля. «Нужно ограничить аппетиты этой монополии регулированием тарифов по формуле «инфляция минус», - заявил по этому поводу глава ФАС Артемьев. Точнее не скажешь. Причем он настоятельно советует обойтись без тех самых субсидий на миллиарды рублей, за счет которых компания привыкла покрывать дыры в своем бюджете и прочие последствия неэффективного управления и неумения экономить.

Вы скажете, Якунина уже который год хотели урезонить, а он от этого только на повышение громче просился. Да и без него РЖД - это такой огромный монстр, что ему никакие ФАСы нипочем.
Согласен, надежды прекратить это шоу попрошаек было б мало, если б не одно «но». Несколько лет назад компанию все же смогли прижать. Вместе с ее непомерными аппетитами. В 2008 году железнодорожников простимулировали сэкономить 180 млрд рублей - по основной версии, на империю вагонов и рельсов нажал (или другими словами «наехал») первый вице-премьер Игорь Шувалов. Про него говорят, как про игрока «тертого» и в аппаратный войнах крайне опытного. Так что РЖД хотя бы не жировало, пока по всей стране увольняли ее пассажиров, и то славно.
Сегодня, как мы понимаем, экономическая ситуация тоже не самая воодушевляющая. И вполне возможно, удалой шуваловский «наезд» на неэффективные госмонополии и субсидии «за просто так» может оказаться очень кстати.

Правда, позицию ФАС разделили в правительстве еще не все. Кое-какие министерства пока против того, чтобы индексировать тарифы постепенно и отменить незаслуженные субсидии. Аргументируют они свою позицию, как всегда, благом народа и говорят, что «ступенчатая» индексация вызовет «дополнительные издержки» для грузоотправителей и пассажиров.
Но тут, извините за пафос, хочется призвать дорогих чиновников вспомнить об элементарной справедливости и здравом смысле. Как можно перекладывать расходы на все население России, если некоторые налогоплательщики даже и электричку не видели ни разу в жизни? Например я езжу раз в год и то хватает одной поездки как показывает практика за все глаза... Да что я, вспомните как блогеры на Нефорум в плацкарте поехали и сколько было нытья)))))))))))

Взамен такого странного подхода антимонопольная служба и, судя по репликам чиновников, Главное управление по борьбе с «аппетитами» монополий во главе с «диетологом» Шуваловым, отстаивают вариант гораздо более логичный. А именно - покрывать расходы компании не бюджетными деньгами, а доходами от продажи ее услуг. То есть - повышать тарифы постепенно и не быстрее, чем растет инфляция.

Не стоит упускать из виду и вот какую деталь. Чем меньше денег разом «вбухивается» в госкомпанию и чем жестче ограничен их поток, тем проще проследить эффективность работы всей структуры. Ну и, естественно, при необходимости принять меры. И знаете, друзья, что-мне подсказывает, что во всей этой истории РЖД напугано не только перспективой потерять ничем не заработанные миллиарды рублей. Хотя, наверное, я бы за такие деньги бился если не насмерть, то до конца.

Так что я затаил дыхание, запасся попкорном и предлагаю понаблюдать, как будет корчится в муках повышения эффективности госмонополия, которая давно живет по своим собственным экономическим законам.

Откуда такая уверенность? Во-первых, я бы не стал недооценивать настрой главного по контролю за низкими тарифами. Все-таки первый вице-премьер, да и вес его в правительстве поболее, чем у беспокойного Якунина и многих министров вместе взятых. В открытые конфликты зампред, судя по всему, вступать не боится, иначе бы вряд ли «отжал» у РЖД те 180 млрд, на которые могло быть построено несколько новых шикарных особнячков - с шубохранилищами или без оных. Реально, что называется, папа может все что угодно))

Во-вторых, в бюджете лишних миллиардов нынче не наблюдается. Можно, конечно, прыгать вокруг обменных пунктов и кричать «Кризис! Кризис!». Но проку от этого, подозреваю, будет мало.
С потолка результаты не берутся, а макроэкономика бурному росту ВВП сейчас, мягко говоря, не способствует. Спасибо, что вовремя спохватились и не свалились в пике. Так что единственный выход - потихоньку налаживать дела, учиться эффективности и контролю издержек. А заодно и поужать в расходах тех, кто только и умеет, что залезать в бюджет за очередным миллиардом.

В общем вполне возможно, что скоро империя падёт, а мы с вами получим адекватный ценник и качество услуг, но не будем загадывать и понаблюдаем.


Previous post Next post
Up