Отменяется ли кризис

May 18, 2015 18:11

Бывают в жизни такие моменты, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Или радоваться, что все плохо, но не так плохо, как могло быть. Похоже, примерно в таком положении сейчас оказалась российская экономика. Росстат зафиксировал ее сокращение за первый квартал на 1,9%, но это ниже, чем прогнозировало урон Минэкономразвития - 2,2%.





Прекрасно помню декабрь 2014 года - институтсткий приятель написал мне, что это первый полноценный кризис в нашей сознательной взрослой жизни. Курс доллара на бирже в течение дня доходил до 100 рублей, обменники заготовили себе новые расширенные табло для трехзначных цифр. Путин выступал в прямом эфире в роли всеобщего психоаналитика. На дверях банковских офисов появились объявления «Валюты нет». В магазинах стали сметать с полок электронику. Знакомая моя купила плазменный телевизор, хотя до этого все время хвасталась, что «телек не смотрела лет пять». Меня тогда удивил спокойный и философский настрой более старшего поколения - тех кому 40-50 лет. Они все это уже проходили, и очередным кризисом их удивить было трудно. Папа просто пошел и снял все накопления, принес домой наличку и положил в шкаф. Благо, деньги не баснословные, но на двушку хватит при желании.

Короче говоря, мне впервые в жизни захотелось подробнее узнать, что конкретно делают в правительстве, чтобы предотвратить коллапс. Как ни странно, главным спикером по экономике в те непростые дни оказался вовсе не министр финансов и даже не директор ЦБ, а первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Под его руководством был создан антикризисный план правительства, и впервые в истории современной России такой документ решили афишировать и сделать достоянием общественности. Его выложили на сайте Белого дома. Прекрасно помню, как приехал в офис на час пораньше, чем нужно, и прочитал план от корки до корки (60 пунктов). Там было много здравых вещей, особенно порадовали преференции малому бизнесу и тот факт, что власть была готова одаривать банки триллионами только в обмен на кредитование реального сектора экономики. А потом Шувалов в прямом эфире защищал антикризисный план перед «думскими старцами» и в целом хорошо держал удар.

Сегодня, через несколько месяцев, мы можем констатировать, что антикризисные меры все же сработали. Кому-то может показаться, что сокращение на 1,9% это ужасно, но я еще раз напоминаю, что готовились к заведомо худшим вещам. «Постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Необходимо переходить к повестке развития», - заявил Шувалов. «Худшие сценарии, которые были возможны и предполагались в октябре-ноябре, не реализовались. Такого кризисного состояния, в отношении которого мы отрабатывали мероприятия антикризисного плана, нет», - подчеркнул Шувалов.

Его поддержали и главные скептики в правительстве, что бывает редко: «во втором квартале МЭР также ожидает отрицательный показатель, но с третьего квартала вероятно «выравнивание, стабилизация и улучшение к концу года», говорил замглавы МЭР Алексей Ведев. Восстановления экономического роста МЭР ожидает уже в конце 2015 - начале 2016 года».

После всего этого так и подмывает спросить - можно ли уже выдохнуть, можно ли сказать, что «пронесло»? Или это балансирование на краю пропасти чему-то должно было научить наше поколение, тех, кому сейчас 30 или около того.
Previous post Next post
Up