",,,Для Пиранези, отлично знавшего место, общий вид и детали каждой римской руины, было мало только такого спокойного и подробного изучения. Его воображение любило соединять все формы и живописные черты развалин в одном мгновенном видении. Фронтисписами к собраниям его римских видов служат изображения уходящих в бесконечность античных дорог. по обеим сторонам которых возвышаются колосальные здания. Они напоминают гробницы вдоль Аппиевой дороги, но только увеличенные в десятки и сотни раз. Они громоздятся друг на друга в несколько этажей. Легионы разбитых статуй, тучи обелисков. ваз, урн, саркофагов, алтарей, барельефов, герм, капителей и масок усеивают их. Увитые плющом деревья раскидывают среди них свои ветви. Маленькие человеческие фигурки на античной мостовой кажутся рядом с ними пигмеями. Перед этими горами мраморных изваяний и форм чувствуешь себя раздавленным. Надо было быть Пиранези, чтобы не чувствовать этого!
Надо было родиться безумствующим романтиком, чтобы с такой решительностью и вечной тревогой души искать трагическое в развалинах Рима. Судьба заставила искусство сказать последнее слово в Риме гравюрами Пиранези. Содержанием этого последнего из процветасших в Риме великих искусств был пафос разрушения."
Это все, что рассказал Муратов о Пиранези в своей книге "Образы Италии". Но я не могу остановиться. И гравюры Пиранези еще будут появляться в моем ЖЖ.
Источники: Павел Муратов. "Образы Италии" т.2 Санкт - Петербург "Азбука-классика" 2005
arch-grafika.ru/news/1/2010-01-01-455