В 101, 102 и 106 залах Нового Эрмитажа также представлены римские саркофаги. В этом посте я покажу не только эти саркофаги, сфотографированные мной и моим любимым блогером
lap_ira , но еще немного расскажу о римских саркофагах, представленных в других музеях. О саркофагах, которые находятся в зале Юпитера Эрмитажа, можно почитать здесь:
http://vittasim.livejournal.com/44248.html http://vittasim.livejournal.com/42823.html http://vittasim.livejournal.com/42547.html
Саркофаг - от греч.sarkophágos, буквально - пожиратель мяса, плотоядный; первоначально - название породы известняка, который добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение, не более как сорока дней, уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости, за исключением зубов. Этот "телопожирающий" камень в древние времена употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжигались, а хоронились.
Стенка саркофага. Девять муз - покровительниц искусств и наук. Древний Рим. 2 в.
Мрамор. Источник поступления в Эрмитаж: куплена в Риме в 1853 г. Рельеф саркофага, фон которого заполняют пальмы и лавровые деревья, украшен изображениями муз - покровительниц поэзии, искусства и наук. Все девять муз представлены в разных позах, одеты в хитоны и плащи, на головах венки. Образы муз не отличаются от аналогичных женских изображений того времени, но легко узнаваемы по изображенным у них у руках атрибутам.
Впоследствии, в позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название «саркофаг» перешло вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны. Когда распространился обычай погребать покойников, не предавая их огню, римские саркофаги заимствовали свою форму от греческих, а именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к жизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и героях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечности человеческой жизни и о загробном существовании. Саркофаги помещались у стен или в нишах гробниц. Крышка саркофага имела горизонтальную или наклонную поверхность, и выполнялась в форме ложа триклиния, на котором возлежала статуя покойного.
Стенка саркофага. Сцена из мифа о Фаэтоне Древний Рим. 2 в. Мрамор. В Эрмитаж поступил
из управления Петергофского дворца-музея в 1929 г. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, с разрешения отца взялся управлять колесницей солнца, но не справился с огнедышащими конями, уклонился с обычного пути и зажег небо и землю. Юпитер, чтобы спасти мир от гибели, поразил Фаэтона молнией, и тот упал с неба в реку Эридан (современный По).
Вот еще стенка саркофага, повествующего о Фаэтоне Мрамор. III в. Находится в Музее-лапидарии Маффеи в Вероне. На саркофаге справа вверху изображен бог Солнце в короне из лучей; рядом с ним - крылатые мальчики (персонификация ветров), дующие в витые раковины. В средней части справа Юпитер сбрасывает Фаэтона, чье тело устремляется к лежащей мужской фигуре с поднятой рукой (река Эридан), справа от которой сидят плачущие сестры юноши, которые, согласно мифу, были превращены Юпитером в тополя на берегу реки; их слезы, упавшие в реку, стали каплями янтаря. В этом поэтичном завершении мифа отразилась история реки По, по которой до конца I тысячелетия до н. э. балтийский янтарь перевозили в Адриатику.
Рим чрезвычайно богат древнехристианскими мраморными гробницами, лицевые стороны которых носят на себе следы некогда бывшей на них раскраски или позолоты. Главная сторона римских саркофагов, как правило, подразделена на компартименты и украшена рельефами таким образом, что все свободное пространство занято симметричными изображениями. В середине часто помещаются главные изображения или же поясные портреты умерших в круглом обрамлении, по углам - соответствующие друг другу здания, деревья, парадные седалища или декоративные фигуры. Изображения нередко следуют одно за другим без перерыва, так что границы отдельных сюжетов определяешь скорее умом, чем глазом. Но часто рельеф расчленен в вертикальном направлении, обычно по средством аркад, а иногда деревьев; нередко встречается и горизонтальное расчленение, дающее два яруса изображений. В выполненных высоким рельефом украшениях послеконстантиновских саркофагов все еще заметны отголоски античного искусства. Крылатые маленькие гении держат круглые рамы портретов; Амур обнимается с Психеей; "Соль" и "Луна" (солнце и месяц) царят на небе.
Римские саркофаги в поздней античности и Средневековье использовали вторично для христианских захоронений. Этим объясняется их многочисленность - они избежали участи античных статуй, которые пережигали на известь для строительства церквей и дворцов. Рельефный декор римских саркофагов, состоящий из языческих мотивов, переосмысливали согласно христианской символике: шишка пинии выражала надежду на продолжение жизни в загробном мире, изображение крылатой богини победы Виктории посчитали фигурой Ангела-хранителя, эротов - гениями, воплощениями души покойного.
Среди римских саркофагов, дошедших до нас в значительном количестве, встречаются замечательные по художественности своего исполнения, но есть немало и таких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов.
Посмотрим подобные саркофаги из других музеев.
Саркофаг с портретом умершей в медальоне, поддерживаемом летящими Викториями.
Желтовато-белый мрамор. Вторая четверть III в. н. э. находится в Москве, ГМИИ имени А. С. Пушкина. Поступил в 1927 году из имения Барятинских Ивановское. Небольшой прямоугольный саркофаг с рельефными изображениями на лицевой и боковых сторонах. В центре лицевой стороны - медальон с портретным изображением умершей, поддерживаемый двумя летящими Викториями. Под медальоном изображена ваза с фруктами, по сторонам от нее - богиня земли Теллус с рогом изобилия и змеей у ног и бог морей Океан с рулем и морским драконом. Фланкируют композицию два эрота: слева эрот перед цилиндрическим алтарем с женской трагической маской, играющий на двойной флейте, справа эрот с факелом на плече и фонарем в руке. Умершая - молодая девушка со свитком в руке. Ее простая прическа с гладко зачесанными волосами, ниспадающими на плечи и приподнятыми на затылке. Черты лица переданы небрежно, уши и глаза посажены несоразмерно высоко: очевидно, портрет был исполнен другим, менее умелым мастером, чем остальной декор.
Передняя стенка саркофага с портретом покойного мальчика в круглом медальоне. Лунский (каррарский) мрамор. III в. н. э. Рим, Национальный музей дворца Венеции. Из коллекции Маттеи. С 1933 г. - в палаццо Венеция. Портрет покойного мальчика в круглом медальоне, имеющем форму щита, поддерживают крылатые богини победы (Ники или Виктории). Под медальоном - Зевс в облике орла и Ганимед. По краям - четыре эрота (сохранились три), символизирующие времена года. В правом нижнем углу - лежащая фигура Океана. Противоположный угол не сохранился.
Этот саркофаг я уже показывала в посте, в котором рассказывала о саркофаге "Гробница Гомера". Сейчас рассмотрим саркофаг подробнее. Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Белый крупнозернистый мрамор. 2-я пол. III в. Рим, Национальный Римский музей, Термы Диоклетиана. Найден в Риме, на виа Казилина в местечке Торрача в 1946г. Обнаружен во время дорожных работ. Прямоугольный саркофаг, декорированный рельефной сценой, заключенной между двумя горизонтальными листелями. В центре фронтальной стороны расположен щит с бюстом покойного, поддерживаемый двумя летящими крылатыми Гениями с развевающимися одеждами. Их тела удлинены, волосы собраны в мелкие и крупные завитки, проработанные буравом. Орел с раскрытыми крыльями располагается под щитом, будто поддерживая его; рядом полулежат фигуры Океана (слева), бородатого и полуобнаженного, с рулем в правой руке и якорем в левой, и Теллус (справа), полуобнаженной, в венке из колосьев, с рогом изобилия в руках. Композицию ограничивают по сторонам зеркально расположенные группы кентавра Хирона и молодого Ахилла, которого тот обучает игре на лире. Изображенный в профиль Хирон, сидящий на задних ногах (частично перекрытых ногами крылатого Гения), правую руку положил на плечо юноши, а левой указывает на лиру, которую держит Ахилл. Фигура героя обращена к зрителю, голова его слегка повернута в сторону учителя. У него на плечах лишь короткая накидка.
Саркофаг с портретом умершего в раковине, поддерживаемой морскими кентаврами. Белый мрамор. Рим. II в. н. э. Рим, Церковь Сан-Крисогоно. Обнаружен во время раскопок палеохристианской базилики под церковью Сан-Крисогоно в Трастевере (Рим).
Снова - саркофаг из Эрмитажа. Саркофаг-стригилато. Древние римляне украшали свои саркофаги рельефами и очень часто - изогнутыми резными украшениями, которые называются strigilato от strigil - стригиль, дважды изогнутый инструмент, которым с тела счищалось масло или пот.
Еще один саркофаг-стригилато. Мрамор. 2-я пол. III в. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор. Найден в Риме, катакомбы Св. Себастьяна, 1744. Дар папы Бенедикта XIV, 1745.
Битва амазонок. Мрамор. Стенка саркофага. III в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Октагональный двор. В центре - Ахилл в шлеме, умирающая Пенфесилея
Саркофаг с дионисийскими сценами. Мрамор белый, желтоватый на поверхности. Ок. 210 г. н. э. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина. Поступил в 1925 году из имения Уваровых Поречье под Можайском; куплен графом С. С. Уваровым в 1843 году во Флоренции; ранее принадлежал роду Альтемпс. Зафиксирован в Риме в начале XVII века; вероятно, был найден в раскопках.
Саркофаг овальной формы, несколько расширяющийся кверху. Украшен рельефами со всех сторон, фигуры переднего плана на уровне голов приобретают характер круглой скульптуры, фигуры второго плана исполнены в низком рельефе. Львиными масками-протомами композиция членится на четыре части - две прямые продольные и две скругленные боковые. В центре одной из продольных сторон представлен миф о нахождении Дионисом брошенной Тесеем Ариадны. Молодой обнаженный Дионис, или Вакх, в плаще, ниспадающем со спины, в виноградном венке, с тирсом остановился перед спящей Ариадной (лицо ее осталось незаконченным), на которую ему указывают сатир, козлоногий пан и эрот с факелом. С другой стороны Ариадну пытается разбудить маленький сатиренок. За Вакхом-Дионисом помещены фигуры пантеры, сатира в гирлянде из фруктов, и под львиной маской - сцена извлечения занозы сатиром из ноги пана.
В центре противоположной стороны - Вакх в длинном хитоне с рукавами, в шкуре пантеры, с виноградным венком и канфаром в руке. Справа от него - опьяненный Геракл, которого пытается приподнять с ложа, застланного львиной шкурой, пан, на Геракла указывает рукой сатиренок. Слева от Диониса стоит пожилой задумчивый силен в гиматии с пустым канфаром в руке. Рядом с ним сидит на земле женщина, протягивающая руку к канфару Диониса. Это, очевидно, изображение Ариадны, соединяющей в себе также и черты матери Диониса Семелы.
На скругленных сторонах саркофага представлены пляшущие менады и сатиры с дионисийскими атрибутами. Среди них со стороны Геракла выделяется фигура обнаженного пожилого силена в венке, с головной повязкой, с жезлом, аналогичным жезлу Диониса, с пустым канфаром в руке. Выражение его лица задумчиво и сосредоточенно. Это переживший дионисийскую метаморфозу Геракл. Рядом с ним - Ариадна-Семела.
На последок два рисунка Пиранези, на которых изображены саркофаги.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Римская%20скульптура,http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.phphttp://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3757http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3769http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1286http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1621http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1399http://www.verman-art.ru/rimskie-sarkofagi-5.html