Специальный проект «ВЫЙТИ ЗА РАМКИ», организован в честь десятилетия музея-резиденции «Арткоммуналка», Российским фондом культуры и Центром «Коломенский посад» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Впервые в рамках фестиваля «Антоновские яблоки» развернулась масштабная арт-инсталляция. Порталы-рамы, аналогичные дверным проемам в стенах Арткоммуналки, разместили в сквере им. Ленина.
Десять художников, которые в разное время были резидентами Арткоммуналки, создали новые художественные высказывания в ответ на тему фестиваля “Фантастическое. О чём мы мечтаем?”: и разместили их внутри и вне порталов.. И теперь специально к фестивалю и 10-летию любимого музея они выскажутся на тему “Фантастическое. О чём мы мечтаем?”:
Фрукты - «Тантамареска»
«Привет! Это не просто инсталляция, инсталляция-тантамареска. Тантамареской называют стенд для фотосъемки, скрывающий самого человека, но имеющий отверстие для лица, которое попадает в кадр. Обычно мы не фотографируемся, не афишируем личности и лица, а аватаром нам служит сюжет н қартины Рене Магритта - «Сын человеческий», в которой лицо человека прикрыто большим зелёным яблоком, Следуя этой традиции, мы представляем тантамареску наоборот, в которой лицо наоборот - скрыто, а сам человек оказывается в кадре. Предлагаем вам стать частью нашей инсталляции и сделать фото, спрятав свою личность за одним из яблок. С одной стороны, яблоко скрывает лицо и личное, но с другой стороны оно открываетчеловеческую сущность в том, что все мы люди - яблоки одной яблони.»
Фрукты - это человек и коллектив, базирующиеся в Перми и за её пределами, арт-группа, работающая на поле уличного искусства, стрит-арта, паблик-арта, городских интервенций, исследований городской среды, её художественных и иных возможностей, а также наблюдений за ней с различных ракурсов и фокусных расстояний.
В 2016 году в арткоммуналке был представлен проект «осторожно, вода» - снежное и водное граффити.
В 2017 году арт-группа Фрукты представила проект «Тени оживают в полночь».
Игорь Гладков и Анна Ёжикова - «Подарок»
Игорь Гладков и Анна Ёжикова - «Подарок» «Герой находиться в замкнутом пространстве. В его руки попадает таинственная коробка. Предметы, оказавшиеся внутри, превращаются в золотые слитки. Мужчине необходимо преодолеть свою жадность или погибнуть».
В 2017 году в Арткоммуналке был представлен проект Анны Ёжиковой при участии Игоря Гладкова «Сокровище», который состял из трёх составляющих: фильм - комикс - живопись…
Егор Егорычев - «Новый мир»;
Егор Егорычев - «Новый мир» «И будет новый мир. И ничего не будет частного, но все общее. Женщина освободится от кухонного рабства - готовить за нее станет Фабрика-Кухня. Дети будут воспитываться не матерью, но коллективом - в Яслях и Детских Садах. И сам город станет - сад. Утопающие в зелени Рабочие Поселки, солнечные дома с огромными окнами, террасами и лоджиями, горячей водой и электрическим светом. И знание станет доступно каждому - и дети и старики пойдут в Учебные Комбинаты. А после счастливого трудового дня - не в церковь, а в Рабочий Клуб устремятся люди. На ликбезы, агитсуды и запись в безбожники. И будут новые храмы - храмы чистоты - Банно-Прачечные Комбинаты. И не будет больше болезней. А то, что осталось от старого мира, исцелят в Едином Диспансере. И будет новый мир. «
Инсталляция посвящена архитектуре конструктивизма в Коломне и и объединяет две основные идеи. С одной стороны (отсюда название), архитектура советского авангарда - это архитектура Утопии и, порой, анти-Утопии. На фоне деревянных изб и гужевых повозок, это действительно окно в [дивный] новый мир. С другой стороны (отсюда шрифт), это архитектура сказки. Неистовой русской сказки, где скатерть-самобранка обращается в фабрику-кухню, теремок вырастает в дом-коммуну, а дом бабы Яги демонстрирует один из пяти принципов современной архитектуры - дом, на свободно стоящих опорах.
В 2019 году три автора - архитектор, культуролог и фотограф - Егор Егорычев, Евгения Стаханова, Наталья Меликова представили в арткомуналке проект «Коломенский конструктивизм».
.
В 1920-1930 годы в Коломне было построено больше десятка зданий в стиле конструктивизм. В городе с населением в 50 000 человек за короткий период появились госбанк, диспансер, банно-прачечный комбинат, фабрика-кухня, учебный комбинат, рабочий клуб, профилакторий, дом культуры, школа, пожарная станция и целый рабочий поселок. Конструктивизм - не только новая эстетика, но и новая философия архитектуры, новые типы зданий, новые виды организации быта, труда, досуга. Жизнь горожан изменилась. .
Ханыков «Серафим»
Анфим Ханыков - резидент Арткоммуналки 2012 года. Его проект - - “Ангелы Венечки Ерофеева” - оформленный фасад музея бутылками.
Анфим Ханыков «Ангелы Венички Ерофеева» . Мозаика из бутылок. Проект оформления фасада Арткоммуналки.
Сейчас один из ангелов Венечки Ерофеева перелетел на стену руинированного здания XVIII в Водовозном переулке.
Елена Утенкова-Тихонова - «Вход и выход»
Елена Утенкова «Вперед-назад, вход, и выход»: «В своей инсталяции я хочу противопоставить реальность мира вокруг и уход в себя, внутрь своей головы. Реальность непознаваема до конца, существует только в данную секунду жизни и видна только в той ее точке, в которой мы находимся(Здесь и Сейчас). И эта реальность, реальность мира оказывается круче любых фантазий о ней, чего стоит реальность космоса или путешествие внутрь атома. Она бесконечно сложна и при этом очень проста - вот дерева, вот дом, вот человек, вот ты сам.
Часто, чтобы додумать какую-то мысль, решить задачу или перехитрить депрессию - надо просто выйти из дома, выйти за рамки своей головы и оглянуться. И тогда внутри, обратно в себя ты возвращаешься уже другим. Если созрел вопрос и есть готовность его задать - Вселенная обязательно ответит.
В моём проекте на портале входа и выхода висят качели. Человек, раскачинавсь, попадает в темное, зашоренное в прямом смысле слова, пространство, то вылетает на свет, на секунду увидев себя и мир вокруг, преломленным в зеркальных дверях и небо под ногами. То, что мы видим и чувствуем, зависит от угла нашего зрения в данную секунду. Иногда, чтобы что-то увидеть, надо просто поменять угол зрения.»
Елена Утенкова-Тихонова родилась в Москве, окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Член Московского союза художников. Елена была резидентом арткоммуналки дважды: в 2015 году, ее проектом стала книга «Елка в комнате»
и в 2018 году. Тогда Елена вместе с Михаилом Тихоновым путешествовала по городским окраинам, визуально-поэтически осмысляя их. В результате появился фильм «Куда глаза глядят?» в котором фотографии и рисунки открывают «другую» Коломну.
Елена Утенкова-Тихонова Из работ к фильму "Куда глаза глядят".
Михаил Тихонов - «Шито чёрными нитками»
Михаил Тихонов «Шито чёрными нитками» «Свой проект я посвящаю Фёдору Михайловичу Достоевскому, тому периоду писателя, когда он находился в ссылке. «Человек есть существо ко всему привыкающее» - известная цитата Фёдора Достоевского. Моя зашитая дверь - это символ одиночества, метафора жизни, стянутой обстоятельствами Бытия.» Михаил Тихонов.
( Михаил Тихонов родился в Москве. Закончил МХУ памяти 1905 года и МГХИ им. В.И. Сурикова (факультет графики, мастерская Н.А. Пономарёва). Член Московского союза художников. Диплом Российской академии художеств за серию графических работ по произведениям А.Платонова. Жил и творил в Коломне в арткоммуналке в мае 2018 года)
Михаил Тихонов вместе с Еленой Утенковой путешествовал по городским окраинам, в результате появился фильм «Куда глаза глядят?»
Михаил Тихонов. Из работ к фильму "Куда глаза глядят".
Роман Постников - «Щас»
Роман Постников: «Будущее состоит из настоящих моментов, и каждый настоящий момент хорош! Будущее фантастично сейчас!»
Роман Постников родился в 1976 году в Ижевске. Окончил художественно-графический факультет Удмуртского государственного педагогического института. Стажировался в Кёльне (проект Sapiens/sapiens в Симультан-хале). Резидент Арт-коммуналки в Коломне (результатом стал фильм «Театр мертвых блох, в котором ничего не происходит» 2012г).
Саша Николаева - «Танцевальный портал»
«Здесь вы видите небольшую сцену, над ней символический диско-шар, он как бы показывает, для чего создано это пространство.
Когда то меня удивило высказывание танцоров-посмодермистов: каждый человек - танцор, каждое движение - танец. Они совершили революцию в танце в 1960х годах, стараясь найти его там, где раньше никто не видел в повседневных движениях.
После череды локдаунов показалось, что будят здорово вспомнить о практике танцоров-посмодернистов. Они танцевали не только в специальных залах, но и на улицах, крышах высоток и просто повсюду, где у них возникло это чувство -желание танцевать. Они выполняли очень простые движения и их танец шел из глубины.»
«Мы установили эту сцену-подиум как напоминание о месте, где можно услышать свое тело, рассказать с помощью танца свою историю или просто совершить простейшие повседневные движения под музыку или без.
Здесь вы можете потанцевать в любое время суток, в компании или в одиночку, очень просто или исполняя какие-то трюки, под музыку популярных исполнителей или под шум улицы и ветра в кронах деревьев, вспоминая о чем-то значительном или находясь в настоящем моменте.»