Поднявшись по парадной лестнице Эрмитажа, посетитель попадает в огромный аванзал. В центре - великолепная ротонда из малахита, украшенная самоцветами. Она была изготовлена 170 лет назад и называлась «Малахитовая сень».
Николай Никитич Демидов - из славной династии российских промышленников - служил послом России в Тоскане и окончательно обосновался в Италии. Именно он потратил огромные средства, заказав лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира «Малахитовую сень» из уральских самоцветов: в ней он собирался поставить бюст Николая I в соответствии с протоколом, как было предписано представителю Российского государства. Но сделать это не успел: скоропостижно скончался.
По замыслу Николая Демидова римские камнерезы выточили 8 колонн высотой более 2 метров из малахита, доставленного с Урала. Базы и капители выполнил знаменитый французский бронзовщик Томир. Основание «сени» тоже сделано из российских самоцветов - мрамора, гранита, амазонита, ямской яшмы, родонита, порфира, серпентина. Украшают ротонду золоченая бронза, купол, выложенный изнутри лазуритом.
Фотография из интернета
Фотография из интернета
Купол венчал орел, держащий в когтях семь знамен.
Сын Николая Демидова Анатолий, родившийся во Флоренции, решил приобрести расположение Николая I и подарил императору «сень» как «царское место» для Исаакиевского собора. Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: "С чего он выдумал, что я войду в эту клетку?» (Николай I недолюбливал Демидова за спесь, мотовство и жестокость, а так же он не одобряя женитьбы князя на племяннице его политического соперника Наполеона I). Тем не менее, император от подарка не отказался и принял ротонду как должное. (Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей и вплоть до сего дня этот экспонат - один из самых дорогих в Эрмитаже.)
Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение, хотя до сих пор непонятно, почему Николай I не использовал ее по назначению, а отправил на склад дворцового инвентаря. Возможно, царя покоробило панибратское обращение к нему Демидова, назвавшегося князем, которым он фактически никогда не был, а титул купил у своего промотавшегося приятеля-итальянца. По этому поводу император высказался весьма язвительно: «Пусть он (А. Демидов) только там князем и остается».
Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она сначала использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом.
Голгофа и сень над изображением "Всех святых, в земле Российской просиявших" в Троицком соборе Александро-Невской лавры. 1913г
Позднее «Малахитовая сень» стояла в Троицком соборе в левом приделе рядом с Голгофой. Внутри помещалась серебряная гробница, в которой хранилась плащаница Христа - список со знаменитой Туринской. Когда в 1933 году собор закрыли и его помещения сдали в аренду различным организациям, иконы передали в музей, а «малахитовый храм» оставили на месте. И это просто чудо, что он пережил лихолетье, только пострадал во время бомбежек.
Через 90 лет в 1952 году ротонду передали в Эрмитаж. Реставрация длилась почти шесть лет - работу проделали мастера «Русских самоцветов». Очень трудоемкой оказалась реставрация малахитовых колонн, пришлось изготовить недостающие детали мозаичного пола.
Фотография из интернета
В 1958 году «сень» стала экспонатом Эрмитажа под названием «Ротонда».
Фотография из интернета
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=765)http://hermitage-guide.com/guidebook/аванзал/