Зимний арт-фестиваль «Ледяной дом» в Коломне в 2013 году был организован под эгидой «Арткоммуналки». Обратившись к современным художникам с темой «Город-интерьер» или «Домой - на улицу!», были включены в концепцию арт-фестиваля идеи-призывы о том, что город - это пространство общей жизни, наше общее коммунальное место. Для работы и отдыха, для быта и творчества. Это пространство, которое создается общими усилиями, всей городской коммуной. «Арт-коммуналка» вносит свой арт-вклад в «интерьер» общего дома-города - с помощью современного искусства создается новое место радости и творчества, наполняется новыми художественными образами и смыслами.
В результате во дворе Арткоммуналки была создана уличная экспозиция и представлены три проекта. Начнем с арт-объекта «Хоровод чистой одежды» петербуржского художника Семена Мотолянца, в котором в качестве объектов использованы стиральная машина и «вытанцовывающее» из нее художественно замороженное цветное белье.
Семен Мотолянц (1982/Брест/Беларусь).
Работает в жанре перформанса, инсталляции и объекта.
В 2003 г. окончил Художественное училище им. А.К. Глебова, Минск, Беларусь.
В 2009 г. СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, отделение Монументально-декоративной живописи. Выпускник «Школы Молодого Художника» Петербургского Фонда «ПРО АРТЕ» (2012). Создатель (совместно с Д. Петуховым) художественной группы «МЫЛО». Участник открытой студии «Непокоренные 17», а также арт-группировки «ПАРАЗИТ» (с 2007 г.). Участник всевозможных выставок.
Арт-объект “Хоровод чистой одежды” Художник Семен Мотолянц”.
Как сказал Семен Мотолянц: “В этом произведении для меня важен момент трансформации и временности. Мороз сковывал мокрую одежду, превращая ее в жесткую форму.
“ Из наблюдений, детства, белье, сохнущее на морозе становится “деревянным” и хрустящим, но это весьма мимолетно. Приходит оттепель и с ней - новая трансформация - одежда превращается в вялые тряпки. Мороз и холод концентрируют одну форму, а с ней и определенное содержание. Пляска и энергия хоровода здесь связана с внешними фактором - мороз придает тот тонус, который заставляет двигаться и сопротивляться замерзанию.”
“ Стихия же хоровода напрямую зависит от окружающей среды, она слово столбик термометра, реагирует на изменение в среде, дает нам понять, что за климат стоит на местных широтах. Для меня важна связь между средой и поведением, между событиями и настроениями. Мороз и оттепель, смена условий всегда влияет и на искусство - при оттепели все раскисает, превращаясь в бытовой объект (стиральная машина и гора белья), уходит дух, который еще недавно, казалось жил в этих вещах.”
Еще один проект - ледовая инсталляция «Трусы-сталагмиты», которую создал саратовский художник Миша Ле Жень.
Миша Лежень, псевдоним Ле Жень. 60 лет со дня рождения
Родился в г. Хвалынске Саратовской области. В 1981 г. окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1986-1989 гг. преподавал архитектурное проектирование, композицию и рисунок в Саратовском политехническом институте (ныне СГТУ им. Гагарина Ю. А.). В 1987-1990 гг. М. Лежень один из лидеров и участник выставок художественного объединения «Желтая гора». Участник городских, областных и международных выставок. Работы представлены в собраниях СГХМ им. А. Н. Радищева, в других музеях России, частных коллекциях Франции, Германии, Италии. Автор инсталляций, перфомансов, художественных акций. В 2009 в Италии вышла книга-монография "Миша Ле Жень. А,К,Ц,И,И", наиболее полно отражающая работы автора с 1990 года.
Как сказал художник: “Превращение внутреннего во внешнее, сокровенного в наглядное составляет основное содержание художественного творчества. Задумка арт-фестиваля “Город- интерьер” в целом и, в частности, уличной инсталляции “Трусы” состоит не только в “одомашнивании” городской среды, но и в метафорической демонстрации сущности искусства. Интерьер становится экстерьером, моделируя процесс внутреннего созревания и выворачивания вовне художественного образа.
Идея “капающих трусов”, зародившаяся в связи с обустройством музея-резиденции “Арткоммуналка”, получила неожиданный импульс: тема зимнего фестиваля подтолкнула вынести такую инсталляцию во двор и заставить ее капать на морозе. Нарастание гигантских сталагмитов-сосулек. ассоциирующихся с эпохой пещерных интерьеров, мысленно отталкивает нас к далеким отцам, поднимает тему народного “коммунального” (а не только личностного) самовыражения.”
Последний объект - «Ледовый памятник Веничке Ерофееву» художника Анфима Ханыкова из Ижевска не требует объяснений. Просто Венечка Ерофеев уснувший на скамейке.
Эскиз к памятнику.
Процесс создания памятника
Ледовый памятник Венечке Ерофееву перед Арткоммуналкой. Художник Анфим Ханыков
Анфим Ханыков родился в 1977 году в Ижевске.Художник, скульптор, куратор. В 2000 окончил Высший педагогический колледж искусств Удмуртского государственного университета, Ижевск. С 2003 года - художественный руководитель и идеолог арт-группы «Творческая дача». 2000-2007 - куратор и участник фестивалей и проектов в сфере паблик-арта: «Современная городская скульптура» (Ижевск); «Говорящие памятники» (Пермь); акция «Упаковка» (Ижевск, Ульяновск, Амстердам). 2008-2012 - «Площадное искусство»: организация народных праздников и гуляний, инсталляций и перформансов (Ижевск, Коломна, Пермь, Самара).Видеоарт: «ПХО» (1998), Homo Ludens (1999), «Сады Адама» (1999), «Желтый топор» (1999), «Моя Удмуртия» (2003). Живет и работает в Ижевске.
Арткоммуналка. Каталог 2013г.