Мы еще ни разу не были в Богоявленском Старо-Голутвинском мужском монастыре и для осмотра монастыря выбрали 15 апреля, день, когда празднуется Пасха. Похоже, не мы одни спешили в монастырь.
Богоявленский Старо-Голутвин общежительный мужской монастырь находится в Коломне, недалеко от впадения Москвы-реки в Оку. Монастырь очень старый - основан в 1385 г. (в некоторых источниках указан 1374 г.). Построен по обету князя Московского Димитрия Донского в связи с его примирением с князем Олегом Рязанским. История монастыря очень интересная, полная взлетов и падений и о ней, и архитектуре монастыря я расскажу в другой раз.
Пока - только мимолетное знакомство с архитектурой монастыря. Богоявленский собор (главный храм) - построен на месте старого каменного собора, относится к началу XVIII века.
Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус - относится к первой половине XIX века.
Колокольня и Введенский надвратный храм (XIX век)
Туристов было мало.
К Введенскому храму спешили семинаристы Коломенской Духовной Семинарии.
История Коломенской Православной Духовной Семинарии началась в петровскую эпоху. Основным документом, определявшим жизнь Церкви в то время, стал Духовный регламент, составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) по поручению Петра I. Регламент предписывал в каждой епархии открыть архиерейскую школу «для детей священнических или прочих, в надежде священства определённых». В 1721 году открылись первые семинарии в Петербурге и Нижнем Новгороде, в 1722 - Харькове и Твери, в 1723 - в Коломне, Казани, Холмогорах и Вятке.
Сначала Коломенская семинария называлась «архиерейской школой». В ней обучалось около 30 детей, но уже к 1788 году их количество достигло 322 учащихся. Содержалась семинария на доходы архиерейского дома и сборы с церковных и монастырских земель.
До конца XVIII века духовные школы были основой образования в России. Обучение в них велось по образцу Киевской школы. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших - богословские. Языки семинаристы изучали постоянно во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на общеевропейском тогда латинском языке. С одной стороны, это усложняло обучение, а с другой - давало классическое образование и доступ ко всей мировой литературе.
По своему внутреннему распорядку, строгой дисциплине и системе общежития первые семинарии в XVIII веке во многом напоминали монастыри. Ректор, префект - его заместитель, надзиратели и ученики жили вместе. Воспитанники по возможности были отделены от вольной домашней обстановки и редко виделись с родными. Считалось, что «от такового воспитания и учения можно воистину надеяться великой пользы человечеству».
Пока мы гуляли по территории монастыря, студенты семинарии потянулись в Богоявленский собор, где должно было пройти праздничное богослужение.
Продолжим погружение в историю коломенской семинарии.
Сохранились некоторые сведения о Коломенской семинарии за 1788 год. В это время в ней обучалось 322 человека. Преподавали богословие, философию, грамматику, риторику и поэзию. Также в семинарии «изъясняли» Евангелие, катехизис, физику, «о должностях человека», историю, географию, арифметику и информаторию. Помимо традиционных языков - славянского и латинского, преподавались греческий, немецкий и французский.
Славу любого учебного заведения составляют его выпускники. В Коломенской православной духовной семинарии начинали своё образование: крупнейший русский иерарх и богослов XVIII века митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а семинария вместе с кафедрой епископа переведена в Тулу. В Коломне вместо неё было образовано духовное училище. И само училище, и многие его воспитанники, - выходцы из небогатых семей, проживающих в Коломне и ближних уездах, - испытывали материальную нужду. В нашем городе даже было организовано православное братство, ставившее своей целью благотворить духовной школе и её ученикам. Лучшие выпускники Коломенского духовного училища продолжали своё образование в других школах, и в первую очередь - московских. Некоторые из них становились иерархами, известными пастырями и учёными.
В 1990 г. началось возрождение духовной школы в Коломне, открылось Московское епархиальное духовное училище с двухлетним курсом обучения, просуществовавшее шесть лет. Летом 1995 года были произведены реставрационные работы в одном из братских корпусов новооткрытого Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря. С этого года училище начало свою жизнь в стенах этой древней святой обители.
В 1996 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московское епархиальное духовное училище было преобразовано в Коломенскую православную духовную семинарию. В 1996 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была освящена семинарская церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, находящаяся под монастырской колокольней. В 1999 году Коломенская православная духовная семинария вступила во Всемирную организацию православной молодёжи Синдесмос.
В 1994 году из студентов был организован хор. На базе студенческого хора сформирован хор духовенства Московской епархии. Семинарский хор принимает активное участие в жизни Московской епархии. Ежегодно хор поёт на ночных Рождественских и Пасхальных богослужениях в Кафедральном Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы, участвует в архиерейских богослужениях в Коломне и других городах Московской области. Хор КПДС неоднократно пел за патриаршими богослужениями в Успенском соборе Московского кремля и в храмах Московской епархии.
В течении нескольких лет группа студентов семинарии выпускает на Коломенском телевидении телепередачу ‛Православное обозрение‛. Ряд студентов принимает участие в работе коломенской православной газеты «Благовестник». Студенты КПДС опекают детский дом-интернат в селе Большое Колычево Коломенского района, Коломенский детский дом-интернат, Коломенский детский приют. Ежедневно студенты младших курсов разносят обеды нескольким престарелым жителям Коломны.
http://www.kpds.ru/site/hist.htm