Арбатская улица - небольшая улица в исторической части города Коломны, протяженностью около 500 метров. Улица идёт от бывшей Молочной площади или площади 5ти углов (сейчас площадь безымянная) до берега Москва-реки, пересекая Посадскую и Москворецкую улицы. Улица появилась на карте Коломны в первой половине XVII века в результате застройки Посада. На фотографии Арбатская начинается от знаков перехода.
Сегодня ученые, разгадывая таинственный смысл «странного названия», почти единодушно относят его к древнему, происходящему от арабского слова, которое с определенным артиклем произносится как «аррабат», что означает пригород, предместье. Как и тезка в столице, коломенская Арбатская улица некогда вела в такие предместья. Название могло быть занесено татарами.На фотографии Арбатская открывается слева.
Архитектурный облик улицы практически полностью определяется частными деревянными и деревянно-каменными домами. Единственным исключением является дом №1, который представляет собой двухэтажный малоквартирный дом. На доме висит доска: «В этом доме жил дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Василий Александрович Зайцев 1911 - 1961».Родился В.А. Зайцев 10 января 1911 г. в деревне Семибратское Коломенского района Московской области. В годы Великой Отечественной войны командовал эскадрильей, а затем авиаполком. В начале ноября 1941 г. капитан Зайцев приколол к своей гимнастерке первый боевой орден - орден Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 г., а 24 августа 1943 г. он удостоен второй медали "Золотая Звезда". Именем В.А. Зайцева названы в Коломне улица и сквер, где установлен бронзовый бюст дважды Героя. В память о славном земляке открыты мемориальные доски на зданиях Коломенского аэроклуба, на фасаде цеха, где он работал, а также 9 мая 1998 года на доме №1-a по улице Арбатской, где прошли последние годы жизни Василия Ивановича.
Рядом, на доме 1а висит другая доска: «В этом доме жил заслуженный врач РСФСР Петр Артемьевич Сарафьян». Большую жизнь прожил заслуженный врач РСФСР хирург Петр Артемьевич Сарафьян. Когда в 1946 году он приехал в Коломну, за его плечами был опыт земского врача, полевого хирурга, главного хирурга III Украинского фронта. Из дома № 1, стоящего в самом начале Арбатской улицы, Петр Артемьевич долгие годы ходил на работу в центральную районную больницу, где заведовал отделением, и в медицинское училище, директором которого был. Благодарные коломенцы в память о выдающемся враче 20 апреля 1998 года на доме, где проживал П.А. Сарафьян установили мемориальную доску.
.
Дом №2 - дом жилой, сер. 19 в. (Объект культурного наследия РФ)
Весной Арбатская утопает в каштановом и сиреневом цвету.
И совсем Ахматовские - одуванчики около забора.
3а
Местами сохранилась старая мостовая.
Знаменитый коломенский музей пастилы находится в доме 7/11 на углу Арбатской и Посадской. Музей располагается во флигеле (во времена НЭПа здесь находилась кондитерская Лебедевых, позднее небольшой выставочный зал) старинной купеческой усадьбы рода купцов - книгоиздателей Сурановых, построенного в конце XVIII века, рядом с храмом Николы на Посадях . На флигеле усадьбы Сурановых оставили неоштукатуренной часть стены и укрепили табличку следующего содержания: «Флигель усадьбы купцов Сурановых. Конец XVIII века. Фрагмент «верстовой» кладки. Применялась в Москве и Подмосковье с XVII по XIX век».
Перекресток Улиц Арбатской и Посадской.
В 1716 году на средства прихожан на улице выстроена церковь Воскресения Словущего, или, как говорили в народе - Николы на Посадях. Эта церковь требует отдельного рассказа. Она находится напротив музея пастилы. Особенность церкви - нарядный декор и его завершение шестью рядами кокошников общим числом более 100..
Мощный куб здания перед церковью - это все, что осталось от шатровой колокольни, которая была снесена в конце 30х годов. На старой фотографии она частично видна. Удивительные кокошники на кровле церкви ещё в конце XVIII века были спрятаны под металлическим «колпаком» крыши, храм был обезличен.
Вот так выглядит сейчас церковь со стороны Посадской улицы.
А вот так изобразил Николу на Посадях коломенский художник Михаил Абакумов.
Идем от перекрестка вниз по Арбатской. Слева тоже приметный дом, хотя его адрес - Посадская 14 - это дом Силаевых (ул. Посадская, 14). В 2001 году на нём была открыта информационная доска с планом усадебной земли с имевшимися на ней строениями.
Дом Силаевых - по Арбатской улице.
Напротив Силаевского дома, рядом с Николой на Посадях в доме №7 жил Борис Пильняк. Борис. Вогау (Пильняк) первый раз посетил Коломну ещё в 1912 году, когда его отец - Андрей Иванович Вогау - обустраивался в Коломне. Окончательно Борис Вогау поселился в Коломне в 1913 году, прожив здесь до 1924 года. Он то жил с родителями, то в доме Рыбакова, то в Москве. Становление Б.А. Пильняка как писателя прошло в Коломне на Посаде. Поселился Пильняк в доме №7 вскоре после женитьбы в 1917 году на М.А.Соколовой, земском враче (отец Соколовой был смотрителем церкви Никола на Посадях). Созданные в этом доме произведения Пильняк отмечал пометкой в конце - «Коломна, Никола-на-Посадьях» Такой адрес Борис Андреевич указывал и в письмах, которые отсылал своим друзьям, в издательства, в редакции журналов.
1992-10-12 Фотография Уильяма Брумфилда
Вот как Пильняк описывает это событие родителям и сестре: Коломна, 2-го июля 1917.: «"Я - женился, окончательно, серьезно, при помощи церковного участка, на некоей врачице (земской!) Марии Алексеевне Соколовой (которая в данный момент - на обходе в своей больнице), женщине рассудительной (литературу - никакую - не признает), строгой (бранит меня и не особенно охотно позволяет ухаживать за всеми прочими женщинами, кроме нее) и правильной жизни...…В Коломне - тихо, покойно, и настроение - в смысле российских урядиц - бодрое. Выборы прошли. Большинство от эссэров, затем кадеты. Большевиков - всего два человечка. Эссэры - народ хороший у нас в Коломне; ни одного эксцесса не было, все в порядке. Полк - весь ушел воевать, с музыкой и с плакатом: "далой германский мелитаризм, война до окончательнаго свержения германской монархии", - так-что "товарищей солдатов" нет, сейчас-же уменьшились разные подзаборные дебоши…»
На офорте Генадия Савинова ««Посадские будни» виден дом Пильняка. Слева - то, что осталось от колокольни.
"Коломна встретила меня тишиной, миром, Машей, Наташкой и письменным столом, - пишет он П.Н.Зайцеву в феврале 1919 года. - У Николы бьют колокола, сумерки, размышляю…. В Коломне сыпной тиф, мы живем на вулкане. Продовольствие гнуснеет. Нет керосина. Читаю поэтому Тургенева, - плохой писатель»
Из письма литератору П.А.Лутохину 10 сентября 1923 года:: "В Россию из Англии я приехал в настроении хмуром, - я видел английскую культуру и дома решил делать только одно: работать, писать; прошлую зиму я пытался было общественничать, теперь бросаю; надо и можно только писать - а там разберет история, хоть и скучно чувствовать себя монастырски и жить в Коломенской - у Николы-на-Посадьях - обители в подвиге уединения. - Засаживаюсь на зиму за роман, сейчас готовлюсь к нему, читаю все, что можно достать об экономическом положении теперешней России, газеты от 18-го года и обхожу толковых людей, спрашивая их, что выводят они из прежних лет и что помнят; тема - рабочая (впервые у меня) и мужичья революция в разбитом российском корыте". Речь как раз идет о новом романе, подзаголовок к которому звучит так: "Книга о Коломенских землях, о волчьей сыти и машинах, о черном хлебе, о Рязани-яблоке, о России, Расее, Руси, Москве и революции, о людях, коммунистах и знахарях, о статистике Иване Александровиче Непомнящем, о многом прочем, написанная 1923 и 24-м годами".
Борис Пильняк с отцом А.И.Вогау и сыном Андреем. Коломна. Лето 1923 года
К этому времени в семье писателя наметился разлад. В его жизнь входит другая женщина - артистка Малого театра Ольга Сергеевна Щербиновская, упоминания о которой появляются в письмах с осени 1923 года. Следующей весною Пильняк уходит из семьи и переезжает в Москву, покидая Коломну, с которой были связаны его молодость, первые шаги в литературе, любовь, решающие для него и для России годы.
Коломна. Арбатская улица. 1930-е годы. Архив Н.Б.Соколовой
В память о Б. Пильняке на доме, где он жил были установлены две доски: 24 октября 1980 года и 17 июля 1998 года.
Возле дома Пильняка прогуливается очень милый пес.
Арбатская улица спускается к Москве-реке. Я, по своей давней привычке, не показываю пару котеджей. построенных на этой улице.
Дом №8
Около дома № 9 сохранились старинные отбойные тумбы. Тумбы отбойные устанавливались с интервалами в 1-2 сажени вдоль улиц и дорог для предотвращения заносов, телег и экипажей на тротуары и обочины. Изготавливались каменотёсами из белого камня. В Коломне просуществовали с XVII по 30-е годы XX века.
На доме №10 висит доска: «В этом доме провел последние годы жизни благочинный церквей Коломенского округа настоятель храма Богоявления в Гончарах протоиерей Ковальский Николай Михайлович». Отец Николай вместе с семьёй сначала жил в городе Умани, на Украине, затем в голодные тридцатые годы перебрался в Россию, получив приход в Бронницком районе. В 1937 году он был репрессирован, пробыв в лагере до 1944 года. Затем отец Николай поселяется в Коломне, куда был назначен настоятелем Богоявленской церкви, но снова подвергается новой опале, и высылается за пределы Московской области. После смерти в 1955 году настоятеля Богоявленской церкви Николай Ковальский вновь назначается её настоятелем, где и прослужил до 1 апреля 1962 года. За свои труды он был награждён митрой и напёрсным крестом.. В память об этом человеке 22 мая 1998 года на доме, где он жил была отрыта памятная доска.
Дом №11
Дом 12 - Усадьба городская, (Объект культурного наследия РФ). В комплекс входит главный дом с воротами. Этот дом связан с именем Анны Андреевны Ахматовой. По коломенским впечатлениям Ахматова создала двадцать стихотворений.
Анна Ахматова провела в Коломне всего один день - 16 июля 1936 года, но и этого хватило для того, чтобы наш город был запечатлен в ее творчестве. Вместе с Сергеем Шервинским и Львом Горнунгом поэтесса приехала из Черкизова, чтобы увидеть Коломну, о которой так много ей рассказывал ее друг Борис Пильняк. Поэтессу с 1924 года связывали с Борисом Андреевичем добрые отношения, он даже делал ей предложение.
Около дома № 12 она решила отдохнуть на лавочке, а Шервинский с Горнунгом прошли чуть дальше, спрашивая у прохожих про дом, в котором жил Борис Пильняк. Но никто из встреченных людей не смог ничего сказать по этому поводу, - продолжил рассказ Роман Славацкий. - Зато возвращаясь обратно, друзья увидели замечательный сюжет: Ахматова, погруженная в свои мысли, сидит на лавочке, отдыхая от утомительной прогулки, а на заднем плане в конце улицы возвышается шатровая колокольня церкви Николы на-Посаде. Сейчас репродукция этой фотографии и фрагмент стихотворения украшает фасад дома.
Рядом вот такой нарядный домик №14, охраняемый суровым деревянным солдатом.
Чтобы суровый солдат не скучал, его развлекает стайка веселых пеньков.
Напротив пеньков кто-то неумелой, но решительной рукой раскрасил скучный забор, отделяющий здание стоматологии - (Арбатская 13) от соседнего дома. Простим этому любителю Великой русской литературы несовершенство его творчества.
Дом №16
На углу Арбатской и Москворецкой находится деревянный дом №18/20, построенный в середине XIX века. Здесь прошли молодые годы выдающегося музыкального деятеля А.В. Свешникова. О коломенском периоде в его жизни напоминают две памятные доски: одна открыта в 1980 году, а вторая - в конце 1998 года.
Улица упирается в берег Москвы -реки. Отсюда хорошо виден Бобренев монастырь. Но чудеса Арбатской улицы здесь не кончаются. Именно в этом месте, на берегу реки устраивали свою стоянку бурлаки, которые тянули барки вверх по Москве-реке. Местные купцы любили подкармливать бурлаков.
Еще раз посмотрим на веселого пса. выгуливающего своего хозяина по одной из самых старых улиц Коломны, и еще раз посмотрим на Коломну глазами Бориса Пильняка: «…Над городом поднималось солнце, всегда прекрасное, всегда необыкновенное. Над землею, над городом проходили весны, осени и зимы, всегда прекрасные, всегда необыкновенные. Веснами старухи ходили к Николе-Радованцу, к Казанской на богомолье, слушали жаворонков, тосковали об ушедшем. Осенью мальчишки пускали змеев с трещетками. Осенями, зимним мясоедом, после Пасхи работали свахи, сводили женихов с невестами, купцов с солдатками, вдовами и «новенькими», - на смотринах почтовые чиновники разговаривали с невестами о литературе и географии; невеста говорила, что она предпочитает поэта Лажечникова, а жених предпочитал писателя Надсона. <…> На Николу вешнего, на Петров день, на масленую были в городе ярмарки, приезжали шарманщики, фокусники, акробаты, строились балаганы, артисты сами разносили афиши, и после ярмарок купцы ходили тайком к доктору Елеазарычу. Зимой по субботам ходили к водопойщику в баню. Водопойщик устраивал деревянный навес до самой реки, до проруби, и купцы, напарившись крепко, летали стремительно нагишом до проруби окунуться разок-другой. По воскресеньям же зимним были кулачные бои, бились с ямскими и реденевскими, начинали с мальчишек, которые кричали: - «Давай! Давай!..» - кончали стариками. ... Последний раз город жил семьдесят лет назад. Была у России такая эпоха, - черт его знает, как назвать эту эпоху!»
"Наше Наследие" № 102 2012
"Наше Наследие" № 69 2004
http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post339650633/http://www.vidania.ru/literatura/anna_ahmatova.htmlhttp://nasha-kolomna.ru/index.php/component/k2/itemlist/category/100-