Горный философ

Nov 25, 2015 13:24

Оригинал взят у actoris в Горный философ
Примерно семь лет тому назад, в горах Абхазии я познакомился с презанятнейшим человеком. Отчасти охотник, отчасти - добровольный лесник. Слегка за пятьдесят, холост, родом из Пицунды. На поясе старый ТТ и маленькая фляжка с вином. Он построил себе нечто среднее между избушкой и шалашом около крошечного горного озерка, и проводил в этом укромном уголке большую часть года. Гостеприимен и общителен, как все абхазы. Даже в большей степени, чем все - вероятно, из-за постоянного одиночества. Мы просидели полночи у костра, а утром, когда я выполз из свой палатки, его уже не было - ушёл бродить по своим высокогорным угодьям. Больше мы не встречались, хотя я ещё раз посещал те места, спустя пару лет.

Он много рассказывал о своём прошлом. В первую очередь про Абхазо-Грузинскую войну. Воевал в Гагре вместе со своими друзьями и соседями. Близко общался с Шамилем Басаевым и его окружением. Участвовал в налаживании мирной жизни после окончания боевых действий. Все это было крайне интересно -  это были эпизоды, о которых нигде не прочитаешь с такими подробностями. Из первых рук, без купюр.

Когда на часах уже было далеко за двенадцать, мой увлекательный собеседник в очередной раз сходил в свое скромное жилище за новой порцией вина, и принялся излагать свою социально-историческую концепцию. О смысле жизни и путях человечества - длинно, просторечно, и с заразительным абхазским акцентом. Вообще, рассуждения "добровольных дикарей" без высшего образования, но с мощным жизненным опытом - всегда интересней, чем талмуды кабинетных философов. Жаль, что меня уже срубал сон (сказывался восьмичасовой переход по горной местности), и слушал я как-то урывками, периодически проваливаясь в полудрёму. На днях я вспоминал ту поездку, и попробовал восстановить в памяти некоторые построения абхазского мыслителя.

Дальше - примерные (7 лет прошло!) цитаты.
Смысл сохранен на 100% процентов, но излагаю уже своими словами (у него получалось как-то проще и красивей).

На протяжении всей истории, единственным универсальным смыслом жизни человека было простое выживание. Обеспечить себе и своим близким кров и пищу - на это были направлены все мысли и усилия. Конечно, огромную роль играла религия, но когда вопрос вставал ребром: то ли молиться, то ли спасать от смерти своих детей - человек шел обрабатывать землю, или строить защитные укрепления. Угроза жизни висела над человеком и его родом постоянно, и это обеспечивало однозначный ответ на вопрос "На что направлены твои усилия, человек? Для чего это всё?".

Научные открытия и технологический прогресс привели к тому, что этот "классический" смысл жизни уже потерян для жителей многих стран. Голодная смерть уже не грозит ни европейцу, ни жителю далекой Австралии. Современное общество может даже позволить себе целую прослойку людей, которые отлично живут на пособия, не прилагая никаких усилий. Конечно, это наблюдается пока не во всех государствах. И конечно, это во многом достигается за счет эксплуатации беднейших стран (тут он поинтересовался у меня, проходят ли сейчас марксизм в российских школах, или его "совсем запретили"?))). Но при современной скорости технического прогресса, всех этих "китайцев и негров" постепенно смогут заменить разные роботы.

Человечество впервые окажется в такой ситуации, в которой абсолютное большинство населения планеты сможет или вообще не работать (или работать чисто символически, нажимая кнопочки по несколько часов в неделю), но при этом  будет получать набор благ для удовлетворения основных потребностей. Нормальная продуктовая корзина, простая одежда, тёплое жильё, доступ к познавательно-развлекательным материалам (ТВ, интернет, и т. д.). В начальной форме, мы наблюдаем это уже сейчас - горожанин вполне может устроиться на довольно символическую работу, позволяющую несколько дней в неделю тупить в офисе или на проходной, и получать за это много пищи, безопасность и развлечения, в общем - весь "базовый пакет". Дальше эта тенденция будет только усиливаться.

Ради чего тогда вертеться? Получается, что остается лишь два варианта. Вариант для незначительного слоя особо интеллектуальных и волевых личностей - вертеться ради отвлеченных целей: саморазвитие, улучшение мира, открытие и создание чего-то нового, и т. д. Вариант для основной массы - вертеться ради чувства материального превосходства. У соседа "мерседес", а у меня будет "бентли". Сосед ест креветок, а я заработаю на устриц. И тому подобное. Но со временем, технический прогресс практически полностью уничтожит эту возможность. Пришел на фабрику-кухню - и за скромный прайс тебе там мгновенно синтезировали хоть устричный соус, хоть креветочный мусс. А любую машину можно легко напечатать на 3D-принтере (кстати, мой собеседник вообще не знал такого термина, и не знал о существовании практических разработок в этой области, но общий смысл технологии описал вполне достоверно).

В мире, где практически всё доступно каждому, человечество постепенно разделится на две неравные группы. Основная масса, которая погрязнет в бесконечных и бесплатных удовольствиях и остановится в своем развитии. Они просто подключат свой мозг к компьютерам и будут всю свою жизнь наслаждаться запредельно реалистичной виртуальной имитацией того, что им особенно приятно. Но, естественно, останется какой-то процент людей, которые "пойдут на принцип", и будут жить более естественной жизнью, продолжат активно трудиться, продолжат что-то менять в окружающем мире и что-то создавать.

Подобное разделение приведёт к быстрому улучшению генофонда человечества. Ибо пассивное большинство, избравшее путь "ничего не делать, только наслаждаться" - не оставит после себя потомства (ведь дети - это сплошная обуза и куча проблем!). Новое поколение полностью окажется наследниками "героических трудоголиков", идейных креативщиков и религиозных традиционалистов - в общем, всех тех, для кого смысл жизни не заканчивается за пределами обеспечения выживания и простых материальных удовольствий. Это будет совершенно новое общество и совершенно новая эпоха, чем-то напоминающая более древние периоды нашей истории (в плане отсутствия миллионов бессмысленных лодырей-паразитов, тупящих в интернете), но значительно превосходящая все предыдущие эпохи в плане развития технологий и морально-интеллектуального уровня общества.

***

Конечно, здесь много наивности, здесь есть явные ошибки в рассуждении... Но для малообразованного диковатого горца - очень даже неплохо. А уж слушать такие построения сквозь сон, сидя у догорающего костра в глухом кавказском ущелье - это было что-то совершенно сюрреалистичное. И запомнилось навсегда.

Вряд ли за эти годы у моего абхазского собеседника появилась интернет-страничка, на которой он бы излагал свои идеи. И едва ли он обидится, что я поделюсь его мыслями с другими людьми. Так что, пусть этот пост будет памятником скромному горному философу. Так сказать, в знак благодарности за незабываемый вечер на берегу крошечного глухого озера.

Previous post Next post
Up