Материал к концепции Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации»
(созыв КС по инициативе граждан и по инициативе государственных органов)
Преамбула
Изложенный ниже текст представляет собой попытку разрешения одной из ключевых проблем, стоящих на пути демократической конституционной реформы.
Дело в том, что ни в тексте действующей Конституции России, ни в иных нормативных правовых актах не закреплено право граждан выступать инициаторами конституционной реформы, то есть вносить предложения о пересмотре положений глав 1,2,9 действующего Основного закона и выступать инициаторами созыва Конституционного Собрания.
В главе 9 Конституции РФ нигде прямо не указано, что пересмотр ее положений (в нашей терминологии - конституционная реформа) может быть инициирован гражданами Российской Федерации, но нет и очевидного запрета на такие действия граждан.
При этом самостоятельно граждане инициировать конституционную реформу не могут, так как статья 134 действующей Конституции содержит закрытый перечень субъектов, наделенных правом «вносить предложения о пересмотре Конституции», и «инициативные группы граждан» в их число не входят.
Однако, отказ гражданам в праве инициировать конституционную реформу будет противоречить пункту 1 статьи 3 Конституции, согласно которому «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
В пункте 2 статьи 16 Конституции отдельно оговаривается, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, то есть положениям главы первой, включая пункт 1 статьи 3.
В качестве «культурного образца» для разрешения этой коллизии были выбраны нормы, устанавливающие порядок назначения и проведения публичных слушаний по проектам нормативных правовых актов (статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Публичные слушания могут проводиться по инициативе населения, но при этом назначает их представительный орган муниципального образования при условии, если в поддержку требования о проведении слушаний собрано установленное уставом муниципального образования количество подписей граждан.
С опорой на приведенные нормы законодательства о местном самоуправлении была предпринята попытка описать «принципиальные схемы», алгоритмы, в рамках которых граждане Российской Федерации могут стать полноправными участниками конституционной реформы.
Предложенный механизм формирования состава Конституционного Собрания посредством проведения голосования по проекту (проектам) конституционной реформы представляется оптимальным с точки зрения сочетания максимальной демократичности с одной стороны и содержательно-профессионального подхода - с другой стороны.
В ранее разработанных проектах закона «О Конституционном Собрании» предлагались 2 основных способа формирования его состава: через прямые выборы гражданами и через квотированный набор делегатов от органов власти, научных, общественных объединений.
Прямые выборы членов (депутатов) Конституционного Собрания, с нашей точки зрения, не являются оптимальной процедурой, так как неясны критерии (мотивы), по которым граждане должны будут отдавать предпочтение тем или иным кандидатам. Крайне высок риск, что агитационная кампания сведется к предъявлению и обсуждению «личных дел» кандидатов, а содержание предложенной конституционной реформы останется за пределами внимания и понимания избирателей.
Другой недостаток у процедуры делегирования: конституционная реформа - слишком ответственное мероприятие, чтобы право его проведения стоило делегировать представителям государственных органов и близких им организаций. Не случайно действующая Конституция не допускает внесения изменений в главы 1,2,9 Федеральным Собранием РФ.
Именно поэтому мы сочли оптимальной процедуру созыва Конституционного Собрания через голосование по проекту (проектам) конституционной реформы.
К вопросу о законодательстве о Конституционном Собрании:
Законодательство Российской Федерации о Конституционном Собрании составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы.
К вопросу об основных понятиях и терминах:
Конституционное собрание - временно действующий орган государственной власти, созываемый в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Собрании Российской Федерации», в целях проведения конституционной реформы.
Конституционная реформа - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направленная на пересмотр положений, содержащихся в главах 1,2,9 Конституции Российской Федерации.
Пояснение: статья 134 Конституции РФ содержит два термина - «поправки» и «пересмотр положений Конституции».
Статьей 1 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» установлено, что к «поправкам» относится внесение изменений в главы 3-8 Конституции РФ, а «пересмотр положений» - это внесение изменений в главы 1,2 и 9.
Введение в ФКЗ «О КС РФ» понятия «конституционной реформы» представляется целесообразным, так как позволяет дать краткое наименование действиям, направленным именно на «пересмотр положений, содержащихся в главах 1,2,9 Конституции Российской Федерации», и указать на участников этой деятельности.
К полномочиям Конституционного Собрания относится:
- подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;
- разработка проекта новой Конституции Российской Федерации;
- принятие проекта новой Конституции России 2/3 голосов от общего числа депутатов Конституционного Собрания;
- вынесение проекта новой Конституции России на всенародное голосование;
- установление порядка вступления в силу новой Конституции России.
Состав Конституционного Собрания
Конституционное Собрание состоит из 500 депутатов.
Состав Конституционного Собрания формируется в соответствии с итогами голосования по проектам конституционной реформы, порядок проведения которого устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании Российской Федерации».
Срок полномочий Конституционного Собрания
Максимальный срок полномочий Конституционного Собрания составляет 6 месяцев со дня первого заседания Конституционного Собрания.
Полномочия Конституционного Собрания прекращаются по истечении месяца со дня принятия им одного из предусмотренных Конституцией Российской Федерации решений.
Если в течение шести месяцев Конституционным Собранием не было принято ни одно из предусмотренных Конституцией Российской Федерации решений, оно распускается.
Проект конституционной реформы - предложения о пересмотре положений, содержащихся в главах 1,2,9 Конституции Российской Федерации, представляющие собой изложение указанных положений в новой редакции или текст новой Конституции Российской Федерации и обоснование указанных предложений.
Созыв Конституционного Собрания - деятельность граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий по проведению голосования по проекту (проектам) Конституционной реформы, направленная на формирование в установленном настоящим федеральным конституционным законом порядке состава Конституционного Собрания.
Инициативная группа по созыву Конституционного Собрания - группа граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы конституционной реформы и созыва Конституционного Собрания.
Краткое наименование инициативной группы по созыву Конституционного Собрания - наименование инициативной группы, содержащее не более 20 слов, отражающий основное содержание предложенного данной группой проекта конституционной реформы.
Пояснение:
В качестве примера можно привести такие наименования
«За переход к президентской республике», «За переход к парламентской республике», «За возможность пересмотра отдельных положений Конституции и Конституции в целом исключительно на референдуме», «За переход к президентской республике и за возможность пересмотра отдельных положений Конституции и Конституции в целом исключительно на референдуме»
Агитация по вопросам конституционной реформы - деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая граждан Российской Федерации
- поддержать или не поддерживать инициативу проведения конституционной реформы и созыва Конституционного Собрания путем внесения подписей в подписные листы или иным способом;
- голосовать либо отказаться от голосования по проекту (проектам) конституционной реформы при созыве Конституционного Собрания;
- голосовать либо отказаться от голосования при проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации.
Подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, в поддержку инициативы проведения конституционной реформы и созыва Конституционного Собрания.
Голосование по проекту (проектам) конституционной реформы - всенародное голосование граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, по проекту (проектам) конституционной реформы.
Бюллетень для голосования по проекту (проектам) конституционной реформы - бюллетень для голосования, в котором указываются краткое наименование каждой инициативной группы по созыву Конституционного Собрания и следующие сведения о трех участниках каждой такой группы:
а) фамилия, имя, отчество; б) год рождения; в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Формирование состава Конституционного Собрания - определение персонального состава созванного Конституционного Собрания на основании итогов голосования по проекту (проектам) конституционной реформы.
Инициаторы созыва Конституционного Собрания - Конституционное Собрание может быть созвано по инициативе следующих субъектов:
- инициативной группы граждан Российской Федерации, достигших восемнадцатилетнего возраста, в случае поддержки этой инициативы группой численностью не менее чем одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы и (или) решением законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации;
- Президента Российской Федерации,
- Совета Федерации,
- Государственной Думы,
- Правительства Российской Федерации,
- законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации,
- группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.