01.07.2011
Осенью 1870 года исполнительный директор Новороссийской компании Джон Юз прибыл к Кальмиусу и начал там строительство первой доменной печи будущего завода.
Давно мне хотелось представить себе обстоятельства, при которых был создан завод и поселок при нем. Увидеть мысленным взором то семя, посаженное в изуверско-безжалостную землю Донецкого кряжа, из которого пророс, пробился к свету и воздуху (свету мрачному, воздуху горькому) фабричной жизни город Сталино, пятьдесят лет уж как поименованный Донецком. Сделать это, судари мои, весьма и весьма сложно, но надобно, ибо поучительно для молодых умов, да и старикам в утешение сия история будет…
Вот таким старинным, нет, архаичным слогом мог бы я написать всю историю возникновения сложного оборота по имени Город-Сами-Знаете-Какой: «Временами по жизни его пробегала от ветра времен легкая дрожь, совсем не отражаясь в будущем». Да-да, ничего не осталось, а посему и повествование сие пойдет привычным вам порядком - то есть местами сухо, а временами - и вовсе суше некуда. Аминь.
ПРОБЛЕМА ДАТИРОВКИ
Старый, жеваный-пережеваный вопрос о дате возникновения Донецка должен быть снят с повестки дня - всякий, кто интересуется историей Юзовки-Сталино-Донецка, должен понимать, что это вопрос формальный. Никто никогда не отмечал дня рождения Юзовки (в статусе города она просуществовала всего 7 лет - 1917-1924, а ранее никому и в голову бы подобная чепуха не пришла), никто никогда не отмечал дня рождения города Сталино (1924-1961) - не до того было: работа, войны, снова работа в четыре пота и т.д. А когда пришла такая светлая пора, привязали дату закладки фундамента областного центра к возникновению акционерного Новороссийского общества имени Джона Юза. Хотя, конечно, знали, что никакого завода в те поры, не говоря уже о заводском поселке, нареченном позже Юзовкой, и не пахло на землях светлейшего князя Ливена в котловане у самого Кальмиуса.
1889 год. Джон Юз и английские рабочие в механическом цехе заводаПокойный старейшина донецких краеведов Михаил Савельич (в миру Самуил Завельевич) Альтер был, пожалуй, самым осведомленным на этот счет человеком. По крайне мере, в новейшее время донецкой истории, года эдак с 1985-1987. Именно тогда я познакомился с ним и узнал, что ему довелось поработать с архивами и Донецкой ордена Ленина железной дороги, и с документами былой Екатерининской, а главное - Курско-Харьковско-Азовской дороги. В отличие от многих других отраслей промышленности и инфраструктуры, транспортники сохранили достаточно цельные и подробные сведения о своей деятельности в тех местах, куда им приходилось тянуть стальные нитки дорог. То есть в их архивах сохранилось то, что в гор-рай-обл-анналах испарилось неведомо куда и как.
Поэтому Михаил Савельич, равно как и хранитель архива газеты «Железнодорожник Донбасса» Кузьма Хрисанфович Клименко в свое время рассказали много чего о начальном периоде донецкой истории, но, увы, информация та за дальностью лет требует обновления.
В ЭТОТ ГОД РОДИЛСЯ И ЛЕНИН
Что же знали и что утверждали о дате основания Юзовки наши достопочтенные краеведы? А то, например, что существовала официальная дата основания заводского поселка - 30 декабря 1870 года. Альтер, кстати, в своем первом, еще 1956 года, путеводителе по городу Сталино предрекал - 100-летие столицы Донбасса пышно отпразднуют в декабре 1970 года. Но на тот же год, как мы знаем (ну, хотя бы часть из нас знает), пришлось столетие вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, а значит, Донецку не светило. Руководство города и области не смирилось - еще чего! - и скомандовало юбилей сыграть годом ранее. Хотя, честно говоря, не совсем понятно, почему было не подождать, например, до 1972 года - связать рождение города с рождением завода, ведь, как известно, именно в начале этого года была проведена первая удачная плавка чугуна (первая проба в апреле 1971 года вылилась в позорный провал - домну «закозлили»). Кто его знает, почему первый секретарь обкома партии Владимир Дегтярев (а ведь его, без сомнения, была затея) выбрал 1969 год, и еще интересно бы узнать имя того «историка», который эту дату подкинул властителю Донбасса.
Но как бы там ни было - мы все с вами при помощи М. С. Альтера знаем дату - 30 декабря 1870 года. И эта дата мне нравится. Потому что раньше и не могло этого произойти…
НЕСПЕШНЫЙ ХОД ИСТОРИИ С ГЕОГРАФИЕЙ
Читатель, тот читатель, который следит за историческими изысканиями на страницах «Муниципальной газеты» последние девять месяцев, давно заметил, что я, повествуя о началах юзовской истории, самом старом Юзе, его соратниках, коллегах, соседях в донецкой степи, вынужден часто просить прощения у взявших на себя труд читать эти опусы. Прошу и сейчас - ну никак не объяснить дел, мыслей, хода судьбы в нашей запутанной, сожженной, потаенной и утаенной, недосказанной, недочитанной, недопетой истории. Такова странность прошлого Донбасса и в первую очередь, как ни парадоксально, главного его города, главнейшей его части.
Теперь, когда мы разобрались с датами, можно идти дальше. Потому что был или нет Юз на месте будущего строительства в 1869 году - не важно, так как известно, что «на восьми пароходах, везущих полтораста британских рабочих и техников (в большинстве своем валлийцев), Джон Юз отправился из Бристоля в последних днях августа 1870 года» (R. Hither. The Iron Tsar). Если точнее - 164 великобританских подданных отправились в путь, который для многих из них стал, скажем, забегая вперед, дорогой в могилу.
Мой терпеливый читатель! Если ты помнишь, мы уже вычисляли в одном из очерков о Юзе, что путь в Таганрог должен был занять около месяца (самое меньшее), потом разгрузка (восемь пароходов, да при том уровне докерского дела в русских портах заняла никак не меньше недели), затем погрузка на волов и долгий путь по подмерзшей степи. Возможно, ждали снега. И дождались. Он в те десятилетия выпадал рано и обильно в наших местах, не испорченных еще индустрией. Напомню: Таганрог-Донецк это 170 км. Скорость обозов - 2-3 км в час. Неделя-полторы. Итого мы должны прибавить к 30-31 августа минимум полтора месяца. А на самом деле, конечно, там были все два с прихватом. У британских исследователей «начала юзовских славных дел» есть предположение, что сборные домики для британцев были подготовлены к их приезду поверенным Юза Александром Камероном. Скорее всего это были домики наподобие тех дощатых сборных, что ставили французы в своем лагере под осажденным Севастополем. Но опять-таки - догадки, предположения, гипотезы…
«ШТУРМОВОЙ» БРИТАНСКИЙ ОТРЯД
Доменную печь (blast furnace по-английски, если кому интересно) в те времена ставили примерно за четыре месяца. Это на Островах, в нормальных условиях. Первая юзовская домна была задута в конце апреля 1871 года, то есть ее строили не менее полугода. Из русских газет того времени мы знаем, что стройку начали в чистом поле в мороз и метели, без всякой предварительной подготовки. Вот так приехали, отвязали железки от саней и начали строить. Думаете, выдумка досужих газетчиков? Отнюдь. Поначалу к Юзу и его предприятию русское общество, в том числе и промышленники, отнеслось настороженно-восторженно - иностранцы поди, «англичанка» чай! Знают, как строить, не наши лапотники! Придираться начали позже, когда прознали про особые условия, выторгованные Юзом в договоре о рельсовом производстве.
Все так и было, товарищи, именно так. На этой стройке мог бы загнуться легендарный Павка Корчагин, не то что избалованные атлантическим климатом британцы. И они начали загибаться. Холод, слабое продовольственное снабжение, тяжкий труд сделали свое дело - валлийцы из Эбб Вэйль, Сайтфарфы, Мертира, Ньюпорта и Свонзи (родные все для Юза места) начали умирать. Сколько их было, сложивших головы во имя британского капитала и русской государственной машины, доподлинно не известно. Но мы знаем, что из 164 человек, приехавших с Юзом в первой партии, больше половины по весне вернулись в Альбион. Принятию такого решения способствовала и крупная неудача - задув доменную печь 24 апреля 1871 года, британцы не смогли удержать нужную температуру, к тому же футеровка печи была выложена из бог знает какого кирпича, сделанного из бог весть какой глины. В итоге - «козел» - огромный ком застывшего недоваренного чугуна.
ГЕРН ВАМ В ПОМОЩЬ!
Позор? - Крах! Дело провалено, люди бегут, свои бегут, соотечественники, цивилизаторы с клеймом «бремени белого человека на челе»! Это уже никуда не годится. После всех трудностей зимы, после этих проклятых русских морозов и казенного равнодушия! С кем? С кем работать?..
Надо сказать, что положение директора Новороссийского общества было отчаянным. Русские акционеры, прослышав о беде, прислали одного из авторов проекта по привлечению британцев к русскому рельсопрокатному делу - генерал-майора Оттомара Герна, англичане - Александра Огилви. Оба - с деловой хваткой. Оба - инженеры: Огилви - гражданский, Герн - военный фортификатор и изобретатель.
Именно склонность к поиску нестандартных технических решений помогла Герну найти выход - под домной выкопали огромную яму, разобрали дно печки и в этой яме похоронили «козла». Теперь можно было строить рядом новую домну. Оставалось только дождаться новых техников и квалифицированных рабочих из Уэльса, материалов и денег. А тем временем в будущую Юзовку тоненькими ручейками начали стекаться чернорабочие, которых оказалось надобно куда больше запланированного Юзом со товарищи еще в Англии. И были это мужики из русской глубинки…
Так начиналась Юзовка.
Продолжение следуетhttp://infodon.org.ua/uzovka/781