Воскрешение Петрушки

Nov 10, 2019 15:58



А вы видели хоть раз настоящий театр Петрушки? Почти наверняка - нет. К концу XX века Петрушка почти умер. И только совсем недавно этот традиционный кукольный театр стали воскрешать отдельные энтузиасты.
Кто такой Петрушка?

Пётр Иванович Уксусов, он же Ванька Рататуй, он же Петрушка - это древнейший персонаж народной кукольной комедии - большеголовая и длиннорукая перчаточная кукла с красным орлиным носом, раскосыми глазами и широким оскалом во всё лицо. Одет наш «красавец», остряк и весельчак в красную рубаху, холщовые штаны, а на голове у него красуется остроконечный колпак с кисточкой. Разговаривает Пётр Иванович громким пискляво-гнусавым нечеловеческим голосом - без специального инструмента под названием «пищик» его сложно изобразить.



Зачем нужен музыкант?

Петрушка путешествовал от ярмарки к ярмарке не один, а с музыкантом, играющим на скрипке, шарманке, колёсной лире (вариантов - множество) перед лёгкой ширмой, где жил Петрушка. Без него представление не было бы полным.
Театр Петрушки - это в первую очередь музыкальная импровизация маленького оркестрика, где есть духовой инструмент - пищик, струнный инструмент - на котором играет музыкант, и ударный - петрушкина палка-колотушка, которой он в ритме плясовой бьёт и убивает других персонажей.
А во-вторых, без музыканта нельзя, потому что речь Петра Ивановича разобрать не так просто, а музыкант общается с Петрушкой во время представления и постоянно проговаривает и повторяет все слова задиристой писклявой куклы.



Главный герой ярмарки?

В XIX веке один путешественник так отзывался о муромском Петрушке*: «На краю поля белеется низенькая, невзрачная на вид палатка с развевающимся на крыше носовым платком вместо флага. Но почтенье, господа, к этой убогой палатке: в ней живет сам Петр Иванович Уксусов!».
Около балаганчика Петрушки собиралась всегда самая плотная и довольная толпа.
«Здесь это какая-то совсем особая нервно-возбужденная толпа, - продолжает описывать тот же путешественник И. Щетинин, - и на всех лицах, от детей до стариков, написано такое напряженно-любопытное ожидание, точно готовится невесть какое блистательное зрелище, - хотя всем отлично известно, что готовится появиться всего лишь маленькая кукольная фигурка с длинным носом и горбом на спине. И вот - о радость! - раздаётся пронзительно-гнусавый окрик и в боковой прорехе палатки, образующей нечто вроде открытой сцены, появляется ОН - главный герой ярмарки - Петрушка».
Петрушечником - то есть, кукольником - быть непросто: надо не только технично, быстро и ритмично работать перчаточными куклами, но и уметь импровизировать, острить, общаться с публикой на ходу и отвечать на её реплики. Физически это тоже сложно: попробуйте-ка налить в два стакана по сто миллилитров воды и покрутите их надо головой - надолго ли вас хватит?
По сюжету в театре Петрушки есть несколько классических сценок, составляющих «скелет» представления. Это выход Петрушки, свадьба, покупка и испытание лошади, сцена с доктором, обучение Петра Ивановича солдатской службе и финальная сцена смерти главного героя. 
Петрушка в исполнении московского театра кукол «Тут и Там» (реж. Л. Балеевских, А. Архипов)

https://youtu.be/kt8y0-PO0IY
Откуда взялся Петрушка?

Первые
подобные кукольные театры появились в России в XVII веке, но в
классическом виде Петрушка появился в нашей стране в первой половине XIX
века. Внешне наш розовощёкий Петрушка очень напоминал итальянского
Пульчинеллу.
Кстати,
почти у всех народов есть похожие персонажи. В Индии - Видушака, в
Англии - Панч, в Турции - Карагёз, в Германии - Гансвурст и Касперле, во
Франции - Полишинель, в Испании - Дон Кристобаль Пульчинелло, в Китае -
Кво, в Чехии - Кашпарек… Остальных перечислять не будем - страницы не
хватит:)
Этих
остряков и драчунов объединяет многое: в каждом есть демонические
черты, например. Тот же островерхий колпак в русско-византийской
традиции прикрывал «бесовский шиш» - вздыбленные или пламенеющие волосы
слуг сатаны. По этому признаку средневековый зритель легко опознавал
негативных персонажей**.



Петрушка - не человек?

«Все куклы этого ряда имеют особый характер, - рассказал основатель кукольного театра «Русский вертеп» Александр Эммануилович Греф в интервью проекту «Устная история». - И мы потратили очень много сил на то, чтобы понять, как это играть. Вот что это за характер, почему интересно сегодня за ним наблюдать? Выяснилось, что в Петрушке зафиксировано состояние человечества до его социализации, досоциальный человек. Мы называем его “хомо примитивус”, “человек примитивный”».
«И все репризы Петрушки - это его попытки социализироваться, - продолжает Александр Эммануилович. - Все его столкновения - это попытки купить, жениться, воевать или не воевать с властью, лечиться. Это воспринимается как сатира в силу того, что попытки неудачные».
Петрушка как ребёнок в игре примеряет на себя разные социальные роли: то он играет в больницу, то в покупку лошади, то в свадьбу… А как только игра ему надоедает, он расправляется с персонажем этой игры своей палкой - как ребёнок, наигравшись, отбрасывает куклу в сторону. Он будто в первый раз видит мир вокруг и изучает его: он искренне пытается выяснить, где же у лошади перёд - там, где хвост или где голова?
Но хватит разговоров - лучше уступим место Петру Ивановичу. Перед вами выступает театр «Бродячий вертеп»!

https://youtu.be/ut7l1KXaF8E

* Из книги А.Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. ».

**По книге «Анатомия ада: путеводитель по русской визуальной демонологии» Д. Антонов, М. Майзулис.


Фотографии:
  1. Петрушка. Перчаточная кукла Н. Зайцева. Конец XIX - начало XX в. фото из книги А.Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища».
  2. Петрушка. Рисунок А.И. Кораухина 1860гг из книги А.Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища».
  3. Бесы пытаются обмануть Сергия Радонежского, явившись ему в образе людей «в шапках литовских островерхих». В этом случае и текст, и миниатюра используют один и тот же маркер - островерхие шапки как аллюзию на бесовской хохол. Из Жития Сергия Радонежского, XVII-XVIII вв. Иллюстрация из книги «Анатомия ада: путеводитель по русской визуальной демонологии» Д. Антонов, М. Майзулис.
  4. Петр Иваныч и Владимир Ильич. Театр «Бродячий вертеп». Сценка для политического кабаре к юбилею «коммунистического субботника», 2008-2009 гг.

Ксения Норкина
Автор статьи


http://babyfashion.me/articles/388-voskreshenie-petrushki

шутка, театр, Петрушка, язык, Куклы

Previous post Next post
Up