6 декабря 2016
Линкор "Аризона" взлетел на воздух со всем экипажем
78 лет назад императорская Япония нанесла удар по главной базе Тихоокеанского флота США Перл-Харбор на гавайском острове Оаху.
Главные трагедии в истории Соединенных Штатов -
Гражданская война, Перл-Харбор и 11 сентября 2001 года.
В 1941 году, как и для СССР, война для США началась с внезапного нападения противника, больших потерь и морального шока.
Перл-Харбор знаменовал начало новой эры в военно-морском деле. На смену большим артиллерийским кораблям в качестве главной ударной силы пришли авианосцы.
Успех японцев был громким, хотя и не таким разгромным, как сперва казалось.
Однако как Япония вообще решилась атаковать Соединенные Штаты, превосходившие ее силой по всем параметрам?
И почему Гитлер после Перл-Харбора объявил Америке войну, приобретая лишнего противника, хотя к тому моменту уже выяснилось, что блицкриг против СССР не удался?
Китайский узел
В начале 1932 года японцы оккупировали Маньчжурию и создали там марионеточное государство Маньчжоу-го, а в июле 1937 года развернули против Китая полномасштабные боевые действия и вскоре заняли Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин и другие важнейшие города.
Америка с начала XX века отстаивала "принцип открытых дверей" в отношении Китая, категорически возражая против любых попыток других держав поделить его на сферы влияния, тем более - захватить в единоличное пользование.
Потеря Китая в 1949 году была воспринята в США как внешнеполитическая катастрофа - ведь во многом из-за него они вступили во Вторую мировую войну.
К тому же после разгрома Франции нацистами Япония в сентябре 1940 года получила согласие Виши на "покровительственную оккупацию" французского Индокитая, а в марте 1941-го ввела войска в нейтральный Таиланд.
Действенные санкции
Требуя вывода японских войск из Китая и Юго-Восточной Азии, США 26 сентября 1940 года наложили эмбарго на поставки в Японию железа и металлолома, а 26 июля 1941 года - нефти и нефтепродуктов.
К последней мере присоединились Британия и переехавшее в Лондон правительство оккупированных Гитлером Нидерландов.
"Япония одним ударом лишилась своих жизненно важных источников нефти", - писал в мемуарах Уинстон Черчилль.
Минимальные потребности империи в нефти составляли 28 тысяч тонн в сутки, только военный флот, находясь в море, расходовал 400 тонн жидкого топлива в час, а брать это топливо стало негде.
Санкции поставили Токио перед выбором: либо менять курс, либо попытаться захватить, для начала, голландскую Индонезию, где имелись нефтяные залежи, для чего требовалось предварительно нейтрализовать американский флот.
Отказа от имперской идеи в Японии на тот момент не мыслили.
"Микадо прямо сказали, что если он пойдет против военной политики, его убьют", - утверждал в дипломатической депеше посол США в Токио Джозеф Грю.
"Главным фактором, ускорившим атаку на Перл-Харбор, была нефть. Вернее - ее недостаток у японцев", - указывал американский историк Дэвид Ролл.
"Северяне" и "южане"
В декабре 1939 года японское правительство, считая войну против Китая практически выигранной, ограничило расходы на нее 20 процентами дефицитных материалов и 40 процентами военного бюджета.
Шел спор "северной" и "южной" партий о направлении дальнейшей экспансии: советский Дальний Восток или Тихоокеанский бассейн.
В отличие от немцев, основывавших свои оценки советской военной мощи главным образом на анализе опыта не вполне удачной для Москвы войны с Финляндией, японцы после Халхин-Гола слабым противником Россию не считали.
Даже в случае успеха захват малонаселенной холодной территории, где нефть в то время не добывали, сулил Токио мало выгод и его проблем кардинально не решал. При этом в случае разгрома СССР немцами Сибирь упала бы в японские руки без борьбы.
По оценкам аналитиков, император Хирохито был заложником "партии войны"
Окончательный выбор был сделан на совещании у императора 2 июля 1941 года: "Хотя наше отношение к советско-германской войне определяется духом оси Рим-Берлин-Токио, мы не будем вмешиваться в нее […], мы применим оружие, если ход советско-германской войны примет благоприятный для Японии оборот".
Тогда же было решено готовить удар на юге.
Сталин, не поверив прогнозам Рихарда Зорге о нападении Германии на СССР, счел логичными и убедительными аналитические выкладки резидента касательно японской атаки против США и немало от того выиграл, еще до Перл-Харбора начав переброску под Москву сибирских, точнее, дальневосточных дивизий.
Вопреки известной версии о том, что разведка США взломала японский код "Пурпур" и знала чуть ли не все секреты будущего противника, ее аналитики оказались не на высоте.
5 июля штаб сухопутных сил разослал командующим на местах документ, в котором говорилось о высокой вероятности войны между Японией и Советским Союзом.
Короткий бой
В июле 1941 года японские морские торпедоносцы начали тренировки в заливе Кагошима, напоминающем по конфигурации бухту Перл-Харбор.
5 сентября начальник генштаба Хадзиме Сугияма и начальник штаба ВМФ Осами Нагано доложили императору о готовности. При этом Сугияма заверил, что ответные авиаудары по японской территории для американцев технически невозможны.
Линкор "Западная Вирджиния" сгорел и затонул, но уже через пять месяцев был поднят и отремонтирован
26 ноября эскадра под командой вице-адмирала Тюити Нагумо вышла из базы Хитокаппу (ныне залив Касатка) на острове Итуруп и взяла курс на Перл-Харбор. За 10 дней плавания корабли не были обнаружены.
Главную ударную силу составляли шесть авианосцев: "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Сёкаку", "Дзюйкаку" и "Кага", на которых размещался 441 самолет, в том числе 144 палубных торпедоносцев "Накадзима B5N", считавшихся на тот момент лучшими в мире в своем классе.
Охранение составляли два линкора, два тяжелых и один легкий крейсер, 11 эсминцев и шесть подводных лодок.
В 03:00 7 декабря - практически в тот же час, когда 22 июня немцы начали артиллерийскую подготовку - 89 самолетов первой волны (49 в варианте бомбардировщика, остальные несли тяжелые торпеды) взлетели с авианосцев и ударили по американским кораблям, стоявшим на якоре в бухте.
Почти мгновенно торпедоносцы с "Акаги" поразили линкор "Оклахома". Затем семь торпед угодили в "Западную Вирджинию". Следующими мишенями стали линкоры "Аризона", на которой произошел чудовищный взрыв, "Теннесси", "Калифорния", "Невада".
54 бомбардировщика "Накадзима" второй волны атаковали береговые аэродромы.
Все продолжалось 90 минут. Затем авианосцы приняли на борт свои самолеты, развернулись и ушли.
В общей сложности в двух налетах участвовали 353 машины, включая истребители сопровождения.
Военный аэродром Хикэм-филд: десятки самолетов были уничтожены, не успев взлететь
Японцы потопили четыре американских линкора (два впоследствии удалось поднять и вернуть в строй), два эсминца и один минный заградитель, повредили еще четыре линкора, три крейсера и один эсминец, уничтожили, в основном на земле, 188 самолетов и 159 повредили.
Погибли 2403 американских военнослужащих (почти половина из них на борту взорвавшейся "Аризоны") и 1178 были ранены.
Японские потери составили 64 человека, 29 самолетов (15 бомбардировщиков, пять торпедоносцев и девять истребителей) и пять сверхмалых подводных лодок.
Кстати, на эти лодки, доставленные на борту кораблей, японское командование возлагало большие, но совершенно не оправдавшиеся надежды. Лейтенант Сакамаки попал в плен после того как его сверхмалая подводная лодка напоролась на риф.
Пиррова победа
С точки зрения немедленного эффекта успех операции превзошел все ожидания.
Американский флот оправлялся от потерь шесть месяцев. За это время Япония сравнительно легко захватила Индонезию, Филиппины, Бирму, Малайю, Гонконг и Сингапур. Ее флот вышел в Индийский океан.
Берлин предложил союзнику высадить десант на юге Аравийского полуострова, а после захвата Суэцкого канала Роммелем провести свои корабли в Средиземное море.
Британия принялась срочно укреплять оборону Индии и взяла под контроль управлявшийся французскими вишистами Мадагаскар.
Однако, когда миновало первое потрясение, выяснилось, что потери США не критичны.
База в Перл-Харборе сохранила дееспособность. Пирсы, арсенал, хранилища топлива, верфь, электростанция, штабные здания не пострадали.
А главное, американские авианосцы и два новейших и самых мощных линкора "Северная Каролина" и "Вашингтон" находились во время атаки в других местах. Достраивались еще восемь аналогичных кораблей.
Возмездие не заставило себя ждать. Уже 18 апреля 1942 года бомбардировщики с авианосца "Хорнет" опровергли заверения генерала Сугиямы, нанеся удар по Токио, Нагое и Йокосуке ("рейд Дулиттла").
4-5 июня США одержали ключевую победу над японским флотом у атолла Мидуэй. "Морской Сталинград" обозначил перелом в ходе войны на Тихом океане, раз и навсегда превратив Японию в обороняющуюся сторону.
Четыре из шести японских авианосцев, участвовавших в нападении на Пирл-Харбор, были потоплены у Мидуэя. Всего из 22 кораблей эскадры к концу войны уцелел лишь один.
Конспирологическая версия
8 декабря Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании сената и палаты представителей Конгресса США, назвав нападение на Перл-Харбор "днем, который войдет в историю как символ позора". Законодатели объявили Японии войну.
Приверженцы конспирологических теорий полагают, что Рузвельт, уведя с Гавайев ценные авианосцы, умышленно подставил устаревшие корабли под удар, дабы обезоружить изоляционистов. Историки-нонконформисты Джеймс Расбриджер и Эрик Нэйв даже озаглавили книгу "Предательство в Перл-Харборе".
В качестве подтверждения они указывают на то, что Рузвельт отклонил предложение адмиралов после окончания летне-осенних учений увести флот на зиму в Сан-Диего, заявив, что "грабитель всегда должен видеть перед собой полицейского".
В январе 1941 года морской министр Франклин Нокс и посол в Токио Джозеф Грю высказывали предположение, что если Япония решится на войну, то первой мишенью будет именно Перл-Харбор.
Писатель Сэмюэль Моррисон недоумевал, почему за четыре месяца перед нападением не было сделано, по его словам, "почти ничего" для повышения боеготовности, хотя после введения нефтяного эмбарго не требовалось быть гениальным аналитиком, чтобы предвидеть подобное развитие событий.
Перл-Харбор и Оаху не были готовы ни морально, ни физически к тому, что случилось 7 декабря
Сэмюэль Моррисон, американский писатель
На самом деле начальник штаба ВМФ Гарольд Старк 27 ноября направил командующему базой в Перл-Харборе адмиралу Киммелю предупреждение о "возможности в любой момент враждебных действий со стороны Японии" и продублировал его на следующий день.
По некоторым данным, японцы подбросили дезинформацию о начале войны 29 ноября, и когда эта дата прошла, американцы успокоились.
Обстановка в США в канун Перл-Харбора во многом напоминала происходившее в СССР перед 22 июня: тот же недостаток достоверных данных, аналитические гадания, приказы быть в полной готовности и одновременно не поддаваться панике, парадоксальное сочетание тревоги и беспечности. А задним умом, как известно, все крепки.
Франклин Рузвельт действительно считал, что Америка должна принять участие в войне, чтобы не оставлять Евразию во власти "одержимых дьяволом" диктаторов, и японское нападение развязало ему руки.
Но никакого резона умышленно подводить свой флот под разгром у него не имелось. Было бы во всех отношениях лучше, если бы атаковавший неприятель получил достойный отпор.
Роковое заблуждение
На правительственном совещании летом 1941 года полковник Хидэо Ивакура из управления вооружений военного министерства привел данные о наличных ресурсах США и Японии: самолеты 5:1, боевые корабли 2:1, рабочая сила 5:1, выплавка стали 20:1, добыча нефти 100:1, угля 10:1.
Ивакуру отправили служить в Камбоджу. Однако и главный автор идеи нападения на Перл-Харбор, главком ВМФ адмирал Сюроку Ямамото, в свое время окончивший Гарвард, а затем работавший военно-морским атташе в Вашингтоне, не питал иллюзий относительно шансов Японии в упорной войне и делал ставку на блицкриг.
Немцы еще могли хотя бы теоретически надеяться за три месяца разгромить Красную армию и выйти на линию Архангельск-Волга. Но о каком блицкриге шла речь применительно к находившимся за океаном США?
Франклин Рузвельт объявляет войну Японии
Российский историк Игорь Бунич видел разгадку в "непонимании истоков американского могущества и оптимизма".
Никто в Японии и не собирался высаживаться под Сан-Франциско и идти с боями на Вашингтон. Замысел строился на том, что достаточно нанести американцам пару серьезных ударов, чтобы счет жертвам пошел на тысячи - и тогда матери и невесты призванных в армию банковских клерков, бейсболистов и джазменов устроят демонстрацию перед Белым домом и заставят Рузвельта заключить мир на любых условиях.
"Из Токио, так же как из Берлина и Москвы, Штаты казались растрепанной, совершенно недисциплинированной страной с распущенным, разложенным, абсолютно лишенным идеологии населением, неспособным на жертвы, которых требует большая война", - писал исследователь.
"Кто будет воевать? Не верилось, что вот эти прилизанные молодые люди в галстуках бабочкой, играющие в теннис и купающиеся в бассейнах, способны просидеть в окопе хотя бы полчаса и не начать митинг по поводу нарушения их гражданских прав. Противники просчитались, не угадав за обманчивой внешностью железную мускулатуру и смертельные клыки".
Странности поведения Гитлера
11 декабря 1941 года войну Америке объявила Германия. Риббентроп вызвал временного поверенного в делах США Лейланда Морриса и, не предложив тому сесть, в патетически-истеричной манере выкрикнул: "Ваш президент хотел войну. Теперь он ее получил".
Свое отношение к европейским диктаторам Рузвельт впервые выразил еще в начале 1936 года. В выступлении 3 января, непосредственным поводом к которому стала итальянская агрессия против Эфиопии, он сказал: "Пришло время, когда американский народ должен обратить внимание на растущее зло, на явную агрессию, рост вооружений, создающие предпосылки к трагедии всеобщей войны".
28 сентября 1940 года он провел через Конгресс закон о всеобщей воинской обязанности, 8 марта 1941 года закон о ленд-лизе, при этом публично заявив, что "все страны, которые борются с нацизмом или вступят в борьбу с ним, получат от США все необходимое, чтобы эта борьба победоносно завершилась".
8 декабря 1941 года президент сказал: "Мы намерены покончить с угрозой со стороны Японии. Но мы мало чего этим добьемся, если остальной мир будет находиться под пятой Гитлера и Муссолини".
До сих пор является загадкой очень низкий уровень координации стратегических планов и конкретных действий между Германией и Японией
Константин Ремчуков, историк и публицист
Так что своих взглядов Рузвельт не скрывал, и американский нейтралитет являлся относительным.
Тем не менее шанс избежать прямого столкновения или хотя бы оттянуть его у немцев был. Никто их с объявлением войны, как говорится, за язык не тянул.
По мнению историков, Гитлер надеялся, что Япония в ответ хотя бы символически объявит войну Советскому Союзу.
10 июля Риббентроп в послании японскому коллеге Йосукэ Мацуоке выразил надежду "пожать руку Японии на Транссибирской железной дороге еще до начала зимы", а 21 ноября тайно заверил партнеров в поддержке в случае войны с Америкой.
Расчет не оправдался, а спустя несколько месяцев поражение японского флота у атолла Мидуэй окончательно лишило Токио и Берлин возможности проводить какую-либо согласованную стратегию.
https://www.bbc.com/russian/features-38064192?fbclid=IwAR1Vex-HS0jlfUErd0f6TlATcseBsz0MFVOTTOcYRxWu1X67DikUDVHxZVI