В нескольких предыдущих опусах бегло затронул некоторые стороны истории монастырских кластеров на Руси:
Загадки русских монастырей I Загадки русских монастырей II Загадки русских монастырей III Загадки русских монастырей IV В продолжение темы. Как известно, основным источником сведений о Киевской Руси и ее эпигонах являются русские летописи. Их, если суммировать все списки и редакции, набирается достаточно внушительное количество. Вроде бы как. По крайней мере, до сих пор их не все не издали, хотя выпуск общего собрания русских летописей ведется уже почти два века.
Летописи, как понятно, писались в неких "культурных" кластерах. Если отбросить те списки, происхождение которых совсем мутное (например, Несторовский список, Радзивилловская летопись и т.п.), то большинство остальных были обнаружены... в монастырях. Или же имели к ним отношение.
Так, Ипатьевская летопись была "обнаружена" Н.М. Карамзиным в Ипатьевском монастыре под Костромой. Лаврентьевская летопись, "найденная" А.И. Мусиным-Пушкиным, вроде бы как принадлежала Рождественскому монастырю во Владимире (судя по приписке на листе). В монастырях часто находили и не только восточно-русские летописи - в XIX веке на территории русской Польши в монастыре обнаружили Супрасльскую рукопись. И так далее.
С летописями есть одно но. Практически все они дошли до нас в достаточно поздних списках, которые историки и филологи при всем желании глубже XIV века удревнить не смогли (аналогично исландским сагам). Кроме того, "летописи" на Руси составляли и в XVII, и даже в XVIII веках (летопись Дмитрия Ростовского и т.п.). Первой летописью, которая была именно введена в оборот стала Радзивилловская, но это уже при Петре I.
Теперь, собственно, вопрос. Кто же писал древние русские летописи, списки с которых до нас дошли, если само существование монастырей как кластеров - во всяком случае хозяйственно-экономических - ранее первой половины XVI века на Руси сомнительно? Хозяйственная деятельность монастырей прослеживается в принципе с середины XVI века (писцовые книги и т.п. материал), видно, как постепенно, потихоньку прогрессируют люди, которые писали и составляли документы. Заметно также, на каком низком старте находились кластеры в экономическом плане на середину XVI века.
Кроме того, монастырь в Московии являлся, возможно, и институтом колонизации дикого пространства, ведущегося в условиях догосударственных, т.е. только при наличии только личной политической власти. Возможно, с еще и проблемами в ее трансляции. Т.е. кластер мог выступать еще и как некий трастовый фонд.
Original:
https://users.livejournal.com/-devol-/293331.html